Программа работы с обучающимися имеющими повышенную мотивацию.pdf

Программа работы с обучающимися, имеющими повышенную учебную
мотивацию
1. Паспорт программы
Наименование
Программа работы с обучающимися, имеющими повышенную
программы
учебную мотивацию
Основания
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
для
разработки Российской Федерации".
программы
2. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки
от 17.12.2010 № 1897.
3. Примерная основная образовательная программа основного
общего образования, которая одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от
08.04.2015 № 1-15).
4. Методические рекомендации по организации и проведению
органами
исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные
полномочия РФ в сфере образования, проверок организаций,
осуществляющих образовательную деятельность по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, в рамках федерального государственного надзора в сфере
образования, направленные письмом Рособрнадзора от 04.08.2017
№ 05375
Цель
программы
Задачи
программы

Организовать
деятельность
участников
образовательных
отношений по развитию индивидуальных способностей учащихся,
имеющих повышенную учебную мотивацию
1. Выявить учащихся, имеющих повышенную учебную мотивацию.
2. Создать условия для развития индивидуальных способностей
учащихся, имеющих повышенную учебную мотивацию.
3. Обеспечить взаимодействие всех участников образовательных
отношений для самореализации учащихся.
4. Организовать контроль за образовательными результатами
учащихся с повышенной учебной мотивацией

Основные
разработчики
программы

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе (УВР).
Руководители школьных методических объединений (МО) или
предметных кафедр.
Педагог-психолог.

Сроки
реализации

2022/23 учебный год

Ожидаемые
результаты

1. Качественные показатели:
- повышение качества образовательных результатов;
- разработка и реализация индивидуальных образовательных
траекторий для учащихся, имеющих повышенную учебную мотивацию;
- создание сетевого
самореализации учащихся;

взаимодействия

с

другими

ОО

для

- социализация и развитие деловых качеств личности учащегося
2. Количественные показатели:
- увеличение показателей среднего балла государственной
итоговой аттестации (ГИА);
- увеличение числа участников, призеров, победителей олимпиад,
конкурсов различного уровня;
- увеличение числа обучающихся, занимающихся в кружках и
секциях
дополнительного образования
2. Аналитико-прогностическое обоснование программы
2.1. Анализ внешних факторов, влияющих на учебную мотивацию школьников
Администрация и педагогический коллектив школы провели PEST-анализ, который
помогает выявить политические (Politic), экономические (Economic), социальные (Social) и
технологические (Tech) факторы внешней среды. Положительные и отрицательные
факторы внешней среды, влияющие на учебную мотивацию школьников, - в таблице 1.
Таблица 1. Факторы внешней среды, которые влияют на учебную мотивацию
школьников
Факторы

Положительные

Отрицательные

Политические

Создание условий для
Удовлетворение
самореализации личности индивидуальных образовательных
ребенка
определяется возможностей
обучающегося
ФГОС
ограничено
материальными
возможностями школы и родителей

Экономические

Наличие
высококвалифицированных
педагогов,
эффективная
система финансирования
школы

Социальные

Развитие
Отсутствие
целеполагания,
олимпиадного
и жизненных ориентиров в семье и
конкурсного
движения, социальном окружении школьника
системы дополнительного
образования

Низкий
уровень
жизни
общества,
отсутствие
профессиональных ориентиров и
стремления
к
самосовершенствованию

Технологические

Применение
современных
образовательных
технологий
для
формирования устойчивого
познавательного интереса,
построение
индивидуальной
траектории
образования
для личностного роста
школьника

Ориентация обучающихся и
педагогов на успешную сдачу ГИА
может привести к недостаточному
освоению и использованию других
технологий и методик, что повлечет
снижение учебной мотивации

Вывод: анализ определяет основные аспекты, влияющие на развитие учебной
мотивации. Необходимо создать условия для оптимального сочетания индивидуальных
возможностей обучающихся с возможностями школы для вовлечения учащихся в активную
образовательную деятельность.
2.2. Анализ перспектив повышения учебной мотивации школьников
Администрация и педагогический коллектив провели SWOT-анализ, чтобы выявить
сильные (Strengths) и слабые (Weaknesses) стороны, возможности (Opportunities) и угрозы
повышения мотивации школьников, - таблица 2.
Таблица 2. Перспективы повышения учебной мотивации школьников
Благоприятн

Сильные
стороны

Слабые
стороны

В ОО разработана
основная
образовательная
программа, в которой
определяются
личностные результаты
обучающихся

Недостаточн
ое материальнотехническое
оснащение
образовательного
процесса
для
удовлетворения
образовательных
возможностей
обучающихся

Разработка
методики
инструментария
мониторинга
успешности
освоения ООП

Созданы условия
для развития УУД,
включая формирование
компетенций
обучающихся
в
области
использования
ИКТ,
учебноисследовательской и
проектной
деятельности

Недостаточн
ое материальнотехническое
оснащение
образовательного
процесса
для
удовлетворения
образовательных
возможностей
обучающихся

Развитие
Отсутствие
партнерства
с необходимых условий
другими ОО для для образовательной
реализации
деятельности
по
социальных
запросам участников
ожиданий
образовательных
обучающихся,
отношений
привлечение
консультантов,
экспертов
и
научных
руководителей

ые
возможности

Риски
Изменение
и социальноэкономической
ситуации

Реализованы
инновационные
образовательные
технологии
образовательной
деятельности

Недостаточн
ое
владение
активными
в методами
обучения
для
повышения
учебной
мотивации

Школа
укомплектована
профессионально
работающими
педагогами,
мотивированными
высокие
образовательные
результаты

Увеличение
доли
работающих
педагогов
пенсионного
на возраста; уровень
заработной платы
ниже средней по
экономике
региона;
профессиональное
выгорание;
незащищенность
педагога
перед
субъектами
образовательных
отношений

Развитие
современной
образовательной
среды,
внедрение
инновационных
технологий

Непонимание
педагогами
необходимости
профессионального
роста
и
самосовершенствован
ия

Непрерывное
педагогическое
образование,
повышение
квалификации
педагогических
работников

Отток молодых
кадров из-за низкой
профессиональной
мотивации

Разработана
в
программе внутренняя
система
оценки
качества
образования,
есть
раздел о работе с
высокомотивированны
ми
учащимися

Невысокие
результаты
успеваемости
учащихся
и
результаты ГИА,
низкие показатели
ВПР,
предметных
олимпиад

Планирование
Низкая учебная
деятельности
по мотивация
развитию
обучающихся
индивидуальных
образовательных
возможностей
обучающегося

Высока
удовлетворенность
участников
образовательного
процесса
качеством
образовательных услуг

Недостаточн
о
развитые
способы оценки
метапредметных и
личностных
результатов
учебной
деятельности,
непонимание
результативности
формирования
портфолио

Изменение
системы
оценивания,
учет
качественных
изменений,
происходящих
у
участников
образовательного
процесса

Увеличение
количества детей с
низкими
показателями
личностного роста

2.3. Оценка благоприятных возможностей программы работы с обучающимися,
имеющими
повышенную учебную мотивацию
1. Высокая вероятность. Улучшение материально-технического оснащения
образовательного
процесса создаст условия для выполнения требований к реализации основной ООП;
индивидуальные образовательные траектории позволят удовлетворить высокие
познавательные запросы обучающихся.
2. Средняя вероятность. Расширение возможностей диалогового взаимодействия
учителей
и
родителей учащихся; создание культурно-образовательных центров расширит
возможности для самореализации учащихся в различных направлениях образовательной
деятельности.
3. Низкая вероятность. Существенное усиление влияния ОО как общественной
организации
на
социум в населенном пункте.
2.4. Оценка рисков программы
1. Средняя вероятность. Невысокие результаты успеваемости учащихся и результаты
ГИА, низкие показатели ВПР, предметных олимпиад, увеличение количества школьников
с низкими показателями личностного роста.
2. Низкая вероятность. Изменение социально-экономической ситуации; препятствия
незапланированного стихийного характера.
Вывод: основными направлениями деятельности ОО по развитию учебной мотивации
учащихся являются:
- повышение уровня профессиональной компетенции учителя;
- материально-техническое обеспечение образовательной деятельности;
- разработка индивидуальных образовательных траекторий для школьников,
имеющих повышенную учебную мотивацию;
- вовлечение учащихся в систему дополнительного образования;
- развитие партнерства с другими ОО для реализации социальных ожиданий
обучающихся,
привлечение консультантов, экспертов и научных руководителей.
3. Основные мероприятия по реализации программы
Содержание

Планируемый
результат

Сроки

Ответственны
й

Работа с учащимися, имеющими повышенную учебную мотивацию
Исследовать
учебные
потребности
мотивированных
учащихся

Получить
оперативную
информацию

Октябрь,
Заместитель
январь
директора по УВР

Выявить
потребности
мотивированных
учащихся для развития
творческих
возможностей

Запланировать
систему
внеурочной
деятельности,
дополнительного
образования

Проанализировать,
как учащиеся понимают
собственные
интеллектуальные
процессы
(что и как я делаю)

Обобщить
результаты
психологических
тренингов,
тестирования,
анкетирования

Разработать
Запланировать
индивидуальные
индивидуальную
образовательные
работу с учащимися
траектории для учащихся
с повышенной учебной
мотивацией

Май

-

июнь

Заместитель
директора по УВР

В
течение
года

Педагогпсихолог

В
течение
года

Учительпредметник,
классный
руководитель

Проанализировать
Получить
В
достижения
учащихся объективную
течение
через
формирование информацию об успехах года
портфолио
учащегося

Классный
руководитель

Проанализировать,
как
ученики
умеют
ставить цель любой
учебной деятельности, в
том числе цель урока и
каждой его части

Обобщить
В
результаты
течение
посещенных
уроков, года
карты
успешности

Заместитель
директора по УВР,
руководители МО

Организовать
Обеспечить
В
консультационную
информационную
течение
работу с участниками поддержку участников года
Всероссийской
олимпиады
олимпиады школьников
(ВсОШ) по вопросам
подготовки и процедуре
проведения олимпиады

Заместитель
директора по УВР,
учителяпредметники

Организовать
деятельность
подготовке
мотивированных
учащихся к ВсОШ

Заместитель
директора по УВР,
учителяпредметники

Разработать
по индивидуальные
ь
образовательные
траектории
для учащихся, которые
показали
высокие
результаты
на

Сентябр

олимпиаде
года

прошлого

Проинформировать
Составить
банк
учеников о перечне данных
ь
олимпиад и конкурсов.
участников олимпиад

Сентябр

Выявить
олимпиады и конкурсы, в
которых
планируют
участвовать
обучающиеся,
через
анкетирование,
собеседование
с
обучающимися
и
их
родителями,
составить
списки
обучающихся
по
предметам и олимпиадам
Организовать
Поощрить
участие
успешное
школьников
в продвижение учащихся
олимпиадах,
конкурсах,
конференциях, в том
числе дистанционных,
предметных
неделях,
интеллектуальных
марафонах

Заместитель
директора по УВР,
учителяпредметники

В
течение
года

Заместитель
директора по УВР,
классный
руководитель

Организовать
учебноисследовательскую
деятельность
с
учащимися
через
проблемные уроки и
внеурочную
деятельность

Разработать
и
В
провести
течение
учебные исследования, года
семинары, практические
занятия,
интеллектуальные
марафоны, конференции
и др.

Заместитель
директора по УВР,
учителяпредметники

Организовать
психологопедагогическую
поддержку
участников
олимпиадного
движения

Сформировать
устойчивое
стремление
достижению
высоких результатов

Педагогпсихолог

Организовать
взаимодействие
социальными
профессиональными

Выявить
с профессиональные
и интересы учащихся

В
течение
к года

В
течение
года

Заместитель
директора по УВР,

структурами с целью
профориентации
выпускников
Привлечь учащихся
с
повышенной
учебной
мотивацией
к
мероприятиям в рамках
предметных недель

классный
руководитель
Организовать
В
образовательные
течение
квесты,
предметные года
экспедиции, встречи с
представителями науки
и
образования,
экскурсии
в учреждения науки и
образования

Руководители
МО,
учителяпредметники

Работа с педагогическими работниками
Проанализировать,
как учитель на учебных
занятиях
предлагает
индивидуальные задания
повышенной сложности

Вовлечь
В
мотивированных
течение
школьников в учебную года
деятельность
на
повышенном
уровне
сложности

Заместитель
директора по УВР

Выявить,
как
учитель
вовлекает
учащихся
в
разнообразную
проектную деятельность

Получить
В
проектный
результат, течение
возможность
года
обучающихся
посмотреть
на
различные проблемы с
позиции
ученых,
занимающихся
научными
исследованиями

Учителяпредметники

Проанализировать,
Внедрить
в
В
как учитель создает деятельность
школы течение
ситуацию успешности на карту
эффективности года
занятиях
учебного занятия

Заместитель
директора по УВР

Организовать
Разработать
и
В
методическую
провести
семинар- течение
работу с учителями по практикум
по года
работе
с распространению
мотивированными
лучшего опыта работы с
учащимися
учащимися, имеющими
высокую
учебную
мотивацию

Заместитель
директора по УВР,
руководители МО

Повысить
профессиональный
уровень учителей

Заместитель
директора по УВР

Организовать
разбор
заданий
для

Ноябрь

работы
с олимпиадного цикла на
высокомотивированным заседаниях МО
и
учащимися
Проконтролироват
Проанализировать
ь, как учителя включают учебные занятия
в уроки и внеурочную
деятельность
задания
олимпиадного цикла

В
течение
года

Заместитель
директора по УВР

Организовать
Сформировать
повышение
план
курсовой
квалификации учителей подготовки
по
вопросам подготовки к
олимпиадам
через
курсовую
подготовку

Март

Заместитель
директора по УВР

Подготовить
Разработать план
педагогический
проведения педсовета,
совет
по провести педсовет и
результативности
проконтролировать, как
участия школьников в педагоги
выполняют
олимпиаде
решение педсовета

Апрель

Заместитель
директора по УВР

Выяснить,
как
учитель
готовит
мотивированных
учащихся
к
ГИА
(разбирает задания ЕГЭ
части С)

Проанализировать
В
результаты
течение
тренировочных
и года
диагностических работ
учащихся с высокой
мотивацией

Заместитель
директора по УВР

Работа с родителями учащихся
Организовать
Разработать
консультации
для индивидуальные
родителей по выработке образовательные
индивидуальных
траектории
образовательных
траекторий
мотивированных
учащихся

В
течение
года

Заместитель
директора по УВР

Обеспечить
Разместить
на
В
систему
работы
по официальном
течение
информированию
сайте
ОО, года
родителей об итогах информационном
стенде итоги олимпиад и

Заместитель
директора по УВР

предметных олимпиад и интеллектуальных
конкурсов
конкурсов
Организовать
Разработать
и
лекторий
для реализовать курс лекций ь
родителей
по
ознакомлению
с
особенностями обучения
и
воспитания одаренных и
мотивированных детей

Сентябр

Педагогпсихолог,
классные
руководители

Июнь

Заместитель
директора по УВР

Повышение эффективности управления
Разработать
Запланировать
программу работы с образовательную
учащимися, имеющими деятельность
повышенную учебную
мотивацию

Сформировать банк
Систематизировать
В
данных
о информацию о семьях течение
семьях
учащихся
с учащихся
года
повышенной
учебной
мотивацией

Социальный
педагог

Подготовить
педагогический
совет по работе с
высокомотивированным
и
учащимися

Заместитель
директора по УВР

Запланировать
и
По
провести
плану
педсоветы,
ВШК
проконтролировать,
как педагоги выполняют
решение педсовета

Включить
в
Запланировать
положение
о образовательную
внутренней
системе деятельность
оценки
качества
образования
раздел о работе с
учащимися, имеющими
повышенную учебную
мотивацию
Проконтролироват
ь
формирование
фонда
оценочных средств для
проведения
текущего
контроля успеваемости

Выявить
оценочных
средств
с
уровнем
сложности

наличие

Август

В
течение
разным года

Заместитель
директора по УВР

Заместитель
директора по УВР

и
промежуточной
аттестации
Разработать
в
Запланировать
программе
образовательную
повышения
качества деятельность
образования
подпрограмму по работе
с учащимися, имеющими
повышенную учебную
мотивацию
Выявить
предпочтения учащихся
для реализации учебноисследовательской
деятельности, изучения
предметов
на
повышенном
уровне
Оценить
материальнотехническое
информационное
обеспечение
образовательного
процесса

Организовать
факультативные
занятия,
предполагающие
углубленное изучение
предмета

Июнь
август

Апрель

Выявить наличие
Май
необходимых условий июнь
и для
комфортного
образования

Организовать
проведение
школьного тура ВсОШ

Запланировать
деятельность
по
выявлению и участию
мотивированных
учащихся
в
предметных олимпиадах

Заместитель
директора по УВР

Заместитель
директора по УВР

-

Заместитель
директора по УВР

Октябрь

Заместитель
директора по УВР

Организовать
Разработать план
В
работу
школьного НОУ,
течение
научного
общества представить результаты года
учащихся (НОУ)
проектной
и
исследовательской
деятельности учащихся
Провести заседание
школьных МО по работе
с
мотивированными
учащимися

-

Заместитель
директора по УВР

Ознакомить
с
Апрель Заместитель
педагогическими
май
директора по УВР,
приемами,
руководители МО
технологиями,
помогающими учителю
работать
с
высокомотивированным

и
учащимися
Прогнозировать
результаты
государственной
аттестации
учащихся,
имеющих
повышенную мотивацию

Запланировать
В
работу
с течение
выпускниками
- года
претендентами
на получение аттестата
особого образца

Выявить ресурсы,
необходимые
для
обеспечения
качества
подготовки
обучающихся
к
выбранным ими курсам
по
выбору учебного плана

Обеспечить
Май
необходимыми
август
ресурсами реализацию
учебного
плана
в
части,
формируемой
ОО
(курсов по выбору)

Организовать
образовательное
пространство ОО
работы
мотивированными
учащимися

Заместитель
директора по УВР

-

Руководитель
ОО,
заместитель
директора по УВР,
АХР

Разработать
Август Заместитель
учебные
планы, сентябрь
директора по УВР
для планы
внеурочной
с деятельности,
индивидуальные
образовательные
траектории, расписание
занятий и др.

Проанализировать
текущую,
промежуточную
и
итоговую
успеваемость
для
выявления
школьников с высокими
учебными показателями

Выявить
В
результаты
учебной течение
деятельности
года
мотивированных
учащихся

Заместитель
директора по УВР

4. Механизм управления программой работы с учащимися, имеющими
повышенную учебную мотивацию
Управление реализацией программы предполагает создание специальной
организационной
структуры для осуществления управленческих функций согласно принятому
распределению зон ответственности, в которую входят представители субъектов
образовательной деятельности.

Директор школы обеспечивает продвижение реализации программы, ведет диалог с
членами
коллектива в зоне их ответственности, создает условия для развития мотивации
школьников.
Осуществляет деятельность по финансовому обеспечению реализации программы
(использование бюджетных средств; привлечение внебюджетных ресурсов).
Педагогический совет рассматривает вопросы педагогического и методического
руководства
образовательной деятельностью, проведения промежуточной аттестации, определяет
претендентов на получение аттестата особого образца, медалей за успехи в учении.
Заместитель директора по УВР собирает и анализирует информацию о результатах
учебной
деятельности школьников с повышенной учебной мотивацией, определяет совместно с МО
учителей ближайшие и перспективные цели по развитию мотивации школьников, помогает
разработать индивидуальные образовательные траектории для учащихся с повышенной
мотивацией.
Способствует развитию познавательных потребностей, способностей, духовного
потенциала
личности. Создает педагогически обоснованную и социально значимую систему
внеклассной и внешкольной воспитательной работы, направленную на организацию
учебно-исследовательской и проектной деятельности, нацеленную на самоопределение и
саморазвитие личности учащегося, оказывает методическую помощь классным
руководителям в организации воспитательной работы.
Методическое объединение школы рассматривает вопросы развития учебной
мотивации школьников на заседаниях, развивает творчество и инициативу учителей по
улучшению качества образования, организует работу по самообразованию учителей.
Посещает учебные занятия в рамках предметных объединений и анализирует их с целью
выявления положительного опыта работы с высокомотивированными учащимися.
Разрабатывает дифференцированные контрольные работы для проведения промежуточной
аттестации. Анализирует результаты образовательной деятельности по развитию
мотивации школьников.
Социально-психологическая служба осуществляет диагностирование уровня
мотивации школьников, анализирует результаты, вырабатывает рекомендации, проводит
тренинги общения с учениками, родителями, педагогами, беседы, теоретические и
практические семинары, индивидуальные и групповые консультации.
5. Ожидаемый результат реализации программы
После реализации программы работы с мотивированными обучающимися в
образовательной
деятельности произойдут следующие изменения:
1. Повысится количество учеников, которые достигли предметных образовательных
результатов блока "Выпускник получит возможность научиться".
2. Увеличится мотивация к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности
у
обучающихся.

3. Повысится количество баллов учеников на ГИА и количество учеников, сдавших
ГИА по предметам на максимальный балл.
4. Увеличится количество призеров и победителей олимпиад и конкурсов.
5. Возрастет способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
высокой
мотивации к обучению и познанию.
6. Сформируется готовность и способность к осознанному выбору и построению
дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-14-77, +7(3012) 37-80-45, +7(3012) 37-80-35, +7(3012) 55-05-85

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».