ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность. Данная программа «Сувенир Бурятии» направлена возрождение традиций и обычаев русского и бурятского народов, а также в решении проблемы занятости ребят, вовлечении их в решение творческих задач, воспитании чувства гордости за свой народ, создавший замечательные произведения искусства. Педагогическая целесообразность программы - ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины". Образовательная дополнительная программа «Сувенир Бурятии» художественно - эстетического направления носит индивидуальный и групповой характер обучения. -обучение практическим навыкам резьбы по дереву, техническим приемам геометрической резьбы, умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла; -обучение владению инструментом для резьбы по дереву; формирование представления о народных художественных промыслах, расположенных на территории России; приобщение детей к истокам народной культуры; воспитание высокой коммуникативной культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению; привитие любви к традиционному художественному ремеслу. Отличительные особенности данной дополнительной программы Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала. Она построена таким образом, что учащиеся знакомятся со всеми основными способами художественной обработки древесины, получают знания по технологии изготовления резных изделий из дерева и их отделке, сведения об инструментах для выполнения художественной резьбы, знакомятся с правилами безопасности при работе с режущими инструментами и т.д. Цель программы - ознакомление учащихся с наследием художественной обработки дерева, формирование умений по выполнению умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной творческой работы. Задачи программы: - раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей, заложенных в каждом учащемся; - привитие любви к художественному труду, как большой радости человека; познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества; - формирование знаний, умений и навыков работы с деревом - научить детей владеть различными техниками работы с древесными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе. Адресат программы: Программа рассчитана на учащихся 10-17 лет. Количество обучающихся 12-15 человек. Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы: Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала. Она построена таким образом, что учащиеся знакомятся со всеми основными способами художественной обработки древесины, получают знания по технологии изготовления резных изделий из дерева и их отделке, сведения об инструментах для выполнения художественной резьбы, знакомятся с правилами безопасности при работе с режущими инструментами и т.д. Форма обучения: очная Режим занятий: Программа рассчитана на учащихся 10 -17 лет. Количество обучающихся 12-15 человек Учебный период - 102 часа (3 часа в неделю). Срок реализации- 1 год обучения. Структуру деятельности учащихся составляют групповые занятия, индивидуальные занятия с преподавателем и самостоятельная работа вне школы. Учебный план: № п/п Количество часов Название раздела темы теория практика всего Формы аттестации/ контроля Миниатюры из природных материалов (10 часов) 1 2 3 4 Вводное занятие. Миниатюра из природных материалов шишек, 2 - 2 Работа над композицией 2 2 изделия. Подготовка элементов 2 2 композиции Сборочные и отделочные 4 4 работы. Выпиливание лобзиком (12 часов) Эскиз изделия Творческая работа 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Выпиливание лобзиком. Технические приёмы 2 2 выпиливания орнамента Работа над композицией 2 2 изделия Изготовление изделия 6 6 Сборочные и отделочные 2 2 работы Художественное выжигание (14 часов) Декорирование изделий 2 2 выжиганием. Основы композиции. Подготовка заготовок к 1 1 2 работе Основные приёмы выжигания. Техника 1 1 2 выполнения приёмов выжигания Работа над композицией 2 2 рисунка Изготовление изделия 4 4 14 Отделочные работы 15 16 17 18 19 20 21 22 23 - 2 Мозаика (26 часов) Мозаика, их виды 2 Работа с соломкой 1 1 Работа над композицией 2 изделия Аппликация из соломы 6 (сплошная) Сборочные и отделочные 4 работы Работа над композицией 2 изделия Аппликация из соломы 6 (контурная) Сборочные и отделочные 2 работы. Резьба по дереву (20 часов) Разработка эскиза 1 1 объемной резьбы 24 Резьба объемной формы - 10 2 Эскиз изделия Творческая работа Эскиз изделия Творческая работа 2 2 2 Эскиз изделия 6 4 2 Творческая работа Эскиз изделия 6 2 2 10 Творческая работа Эскиз изделия Творческая работа 25 Работа над композицией резьба по черному лаку 26 Резьба по черному лаку - 2 2 - 6 6 Эскиз изделия Творческая работа Филигрань (8 часов) 27 Разработка эскиза изделия 28 Филигрань из проволоки - 2 2 - 6 6 Эскиз изделия Творческая работа Декоративно объёмная форма (12 часов) Построение композиции 29 на сочетании различных 1 материалов Подготовка элементов 30 8 композиции Сборочные и отделочные 31 3 работы Итоговое занятие (2 часа) 32 Проведение выставки - 2 1 8 3 2 Эскиз изделия Творческая работа выставка СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Основное содержание курса складывается из сведений истории возникновения и развития промыслов художественной обработке древесины, технологии изготовления, художественного проектирования и конструирования, дизайна в оформлении изделий. 1 этап. Введение: даются общие сведения, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе на предстоящий учебный год. 2 этап. Блок «Художественная обработка дерева» дает обучающимся сведения о технологии обработки дерева, систематизируются и обобщаются материалы об этом виде прикладного искусства в XIX - начале XXI вв., рассматриваются этнотерриториальные различия у западных и восточных бурят. Учащиеся учатся изготавливать сюжетные аппликационные картинки. 3 этап. Блок «Орнамент – древнейшее проявление народного творчества». Орнаменты на традиционной мебели восточных бурят разнообразны, многие из них были почерпнуты из разных художественноэстетических систем Индии, Тибета, Китая, в основном это сочетания различных вариаций знака шоу (долголетие), стилизованные изображения облаков, лотоса, растительных побегов, буддийские символы. Дети осваивают символику орнаментов, изготавливают образцы сувениров с благопожелательной символикой. Сувенир - юрта. 4 этап. В блоке «Художественная обработка металла» систематизируются и обобщаются материалы об этом исконном виде прикладного искусства в XIX - начале XXI вв., рассматриваются этнотерриториальные различия у восточных и западных бурят. Обучающиеся знакомятся с технологией выполнения, узнают историю возникновения художественной обработки металла, изготавливают различные сувениры. Планируемые результаты: Предметные: - знание об исторически сложившихся в нашей стране(республике) способах художественной резьбы по дереву; - владение практическими навыками резьбы по дереву техническими приемами геометрической резьбы, умение создавать собственные композиции в традициях художественного промысла; - знание о видах декоративно-прикладного творчества, историю ремесел Бурятии; - Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда; Метапредметные результаты: - Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами. Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами. - Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике; - Выполнять самостоятельно изученные изделия в технике аппликации; - Работать по шаблону; - Выполнять работы самостоятельно согласно технологии; - Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность. Календарный учебный график программы: Учебный период 102 часа, по 3 часа в неделю Оценка достижений результатов: - контроль качества изделия, конкурс мастеров, защита творческого проекта. 1. Оценочные материалы На последних занятиях подводятся итоги работы за год. На отчетной выставке определяются лучшие работы. При оценке учитываются возраст, общественная значимость и художественная ценность изделия, качество исполнения. Организация выставки детского творчества в школе; Участие в городских и республиканских конкурсах детского творчества. Методическое обеспечение программы: 1. Способы работы с детьми: – индивидуальный (работа с каждым учеником: консультации, проверка знаний, умений); – коллективный (работа в парах, в группе); – наглядно-иллюстративный (учитель сам показывает приёмы работы с инструментом и материалами). 2. Формы работы: – лабораторно-практические занятия; – экскурсии; – конкурсы мастеров; – презентация творческого проекта; – конкурс на лучший творческий проект. 3. Основные методы учебно-воспитательного процесса: – проектный ( на конкретных проектах школьники узнают, как использовать знания и умения для выдвижения идей, планирования и изготовления изделия); – личностноориентированный (ориентация на личность каждого ученика, учет его знаний и умений, помощь в решении поставленной задачи); – витагенное обучение (ориентация на творческое воображение учащихся); – методика ИКТ (применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся). Список литературы 1. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательной школы. Культура быта. Под ред. О.С. Молотобаровой, - М.: Просвещение, 2016 г. 2. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву, - М., 2017 г. 3. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 2017 г. 4. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 2012 г. 5. Савиных В.П. Всё о поделочных материалах. - Минск: Полымя, 2017 г. 6. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 2016 г. 7. Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: Просвещение, 2015 г. Powered by TC PDF ( www.tc pdf.org)