Рабочая программа вокалотерапия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии c основными направлениями
государственной образовательной политики и современными нормативными документами
в сфере образования.

Программа имеет художественную направленность и предполагает создание
условий для развития творческих способностей, социального и культурного
самоопределения, творческой самоактуализации личности ребенка через овладение
практическими умениями и навыками на занятиях вокала. Являясь наиболее доступным для
детей,
вокальное
творчество
обладает
необходимой
эмоциональностью,
привлекательностью, эффективностью.
В программе реализуется комплексный подход: выявление природных музыкальных
способностей воспитанников при прослушивании и приёме в коллектив, последовательная
работа над развитием необходимых вокальных умений и навыков с элементами актёрского
мастерства и хореографии, ведущих к становлению профессиональных качеств у
выпускников ансамбля.
Программа создана на основе «Примерной учебной программы для детских музыкальных
школ и музыкальных отделений школ искусств «Эстрадное пение» и имеет ряд отличий:

программа учитывает особенности детей с ограниченными возможностями
здоровья;

в данную программу включен комплекс упражнений дыхательной гимнастики
Стрельниковой, способствующий укреплению здоровья и профилактики органов дыхания

в содержание программы включены модули из таких дисциплин как
«хореография» и «сценическое движение», т.к. предполагаются выступления на сцене
перед аудиторией;

углублен раздел «Постановка дыхания», так как дыхательные упражнения носят
оздоровительный характер и оказывают положительное влияние на развитие детского
организма;

помимо занятий, имеющих классическую форму и структуру, почерпнутую из
типовых программ хоровых и вокальных отделений детских музыкальных школ, данная
программа предполагает такие формы организации учебного процесса, как занятиеконцерт,
конкурс, фестиваль, посещение концертов, выставок, спектаклей, занятий других детских
объединений данного направления, а также класс-концертов в средних и высших учебных
заведениях.
Данная программа реализует основные идеи и цели дополнительного образования детей:

развитие мотивации детей к познанию и творчеству;

содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся,
их адаптации в современном динамическом обществе;

приобщение к ценностям мировой культуры и искусства;

ориентацию на индивидуальные особенности воспитанника, бережное
сохранение и приумножение таких важных качеств ребенка, как инициативность,
самодеятельность, фантазия, самобытность.
Программа строится с учётом возрастных особенностей учащихся, их интересов и
возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы
учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности,
умение работать в коллективе. Коллективная деятельность в процессе реализации
программы воспитывает умение жить и работать в коллективе, принимать решения и нести
за них индивидуальную ответственность, повышает самооценку, дает уверенность в своих
силах.

Задачи программы
Обучающие:

обучение техники вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на
опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания
голоса на протяжении всего диапазона голоса);

формирование навыка сценического движения, работы с микрофоном, пения под
аккомпанемент и фонограмму;

овладение навыками ансамблевого исполнения, воспитание у воспитанников
чувства ансамбля, умения слышать себя и партнеров, стремление к художественному
единству при исполнении.
Развивающие:

развитие музыкального слуха (мелодического, ритмического), памяти, чувства
метро-ритма, голоса (силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых
возможностей);

развитие дыхательной системы ребенка, ее укрепление, и, как следствие –
снижение риска заболеваний верхних дыхательных путей;

развитие устойчивого интереса к вокально-исполнительской культуре;

развитие творческого потенциала личности воспитанника, познавательной
активности и способности к самообразованию, стремления к творческой самореализации
средствами вокального искусства;
Воспитательные:

воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении
поставленных целей;

воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умения
концентрировать внимание, слух, мышление, память;

формирование у детей навыков социального общения, группового
согласованного действия, чувства коллективизма, взаимовыручки; воспитание активного
участника общественно-полезной деятельности;

воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное
искусство различных национальных традиций, стилей, эпох;

формирование коммуникативных качеств обучающихся.
Формы проведения занятий: учебное занятие, беседа, репетиция, отчетный концерт,
фестиваль, конкурс, праздник. Численность группы – до 10 человек. Это обусловлено тем,
что большее количество членов вокального ансамбля не способствует качественному
обучению.
Объем программы – количество часов на весь период обучения по программе: 144 часа
Срок реализации программы – 1 год
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения программы отслеживаются по трём компонентам:
предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамическую
картину творческого развития учащегося.
В структуре планируемых результатов определяются ожидания, связанные с тем, какими
учебными действиями в отношении опорной системы знаний, умений и навыков учащиеся
овладевают на уровне:
- актуального развития (исполнительская компетентность – репродуктивная работа с
песенным репертуаром, хорошо освоенная и выполняемая практически);

- зоны ближайшего развития («перспективные действия» – находящиеся ещё в стадии
формирования, что лежит в основе дальнейшего развития детей в области вокального
творчества).
Предметные результаты – уровень освоения учащимися базовых понятий эстрадного
пения, опыт деятельности по получению новых знаний в области вокального творчества,
его преобразование и применение, а также системы основополагающих элементов
вокального творчества, лежащей в основе современных направлений: вокал, актёрское
мастерство, хореография, сценическая речь
По окончании обучения учащиеся будут знать:
 специальную терминологию по вокалу;
 музыкальную грамоту в объёме программы;
 строение, работу голосового и артикуляционного аппарата;
 правила гигиены певческого голоса;
 о правильной певческой установке и певческом дыхании; дикции и артикуляции; об
управлении голосовыми связками;
 о резонаторах и регистрах голоса; о правильном звукообразовании; об атаке звука,
вибрации и мелизмах.
 о средствах музыкальной выразительности;
 приемы работы с микрофоном;
 комплекс фонопедических упражнений, особенности и возможности певческого голоса;
 основы сценического поведения;
 основы вокально-ансамблевого исполнительства;
 особенности пения на 2 голоса;
уметь:

выравнивать звучность голоса на всём диапазоне, владеть чёткой дикцией,
выразительностью слова, владеть певческим дыханием и чистотой интонации во время
исполнения; правильно вступать, петь по фразам, предложениям, слушать паузы;
 петь осмысленно и выразительно, чисто интонируя;
 исполнять вокальные упражнения, вокализы, музыкальные произведения с
использованием приобретенных вокально-технических навыков;
 исполнять произведения, реагируя на фразировочные лиги, динамические оттенки,
штрихи, обозначения темпа; изменять окраску звука в зависимости от характера и стиля
произведения, филировать звук; устойчиво интонировать мелодии, содержащие все виды
мажора и минора, хроматизмы; с простейшими видами полифонии; владеть приёмами
исполнения простых мелизмов;
 понимать требования педагога (слова петь «мягко, нежно, легко, с опорой»);
 петь в сопровождении фортепиано и под фонограмму (-1), петь без напряжения под
фонограмму;
 пользоваться средствами музыкальной выразительности, чувствовать кульминацию;
 добиваться смыслового единства текста и музыки при работе над песней; вносить в
исполнение элементы творчества;
 владеть навыками пения в ансамбле (в унисон, на 2 -3 голоса, каноном), свободно
исполнять произведения на несколько голосов, как в ансамбле, так и сольные партии, уметь
выстраивать голосовой баланс в аккорде и унисоне;
 владеть основами сценического мастерства (культура поведения на сцене, создание
сценического имиджа, преодоление психологических и эмоциональных трудностей
исполнительской деятельности); умением свободно держаться на сцене, создавая образ
посредством соединения вокала, актёрского мастерства и хореографии;
 создавать художественный образ исполняемой песни; доводить до слушателей
содержание и характер произведения с помощью приобретенного сценического опыта;
 работать в коллективе, взаимозаменять друг друга;

 слышать партнёра, осуществлять исполнительские намерения эмоционально открыто;
Метапредметные результаты – овладение учащимися умениями, которые создадут
возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности,
необходимые для дальнейшего совершенствования вокально-творческой деятельности:
 умение слушать и понимать речь других;
 ведение диалога с учащимися и педагогом;
 взаимопомощь в сотрудничестве под руководством педагога;
 умение выражать свои мысли в устной форме;
 умение задавать простые вопросы по учебному материалу;
 умение работать в ансамбле и инициативное сотрудничество;
 владение монологическое и диалогической формами речи;
 умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог,
задавать вопросы и т.д.;
 умение находить компромисс;
 умение находить различные детские песни и фонограммы для дальнейшей работы и
выступлений;
 умение анализировать своё выступление и исполнение песен, слышать ошибки и
понимать, над чем нужно работать;
 умение строить рефлексивные высказывания.
Способы и формы проверки результатов:
Формы контроля результативности образовательного процесса Эстрадной вокальной
студии.
1.
Зачеты
2.
Тестирование и анкетирование
3.
Конкурсы, фестивали.
4.
Концерты и шоу-программы
5.
Отчётные концерты студии
6.
Отчетные концерты ГДДЮТ
Учебный план первого года обучения
№
СОДЕРЖАНИЕ
1
Теоретические занятия
2
Практические занятия
3
Форма контроля

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
10 ч.
62 ч.
Педагогические
наблюдения, зачёт
72ч.

ВСЕГО ЧАСОВ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1.
1.1
2.
2.1
2.2

Наименование разделов и Всего
тем
часов
2
Вводное занятие
Техника безопасности
Музыкальная грамота
8
Элементы
музыкальной
грамоты
Средства
музыкальноансамблевой
выразительности.

Теоретическ
ие занятия
1
1

Практические
занятия
-

4

4

4

-

Форма
контроля
диагностика
диагностика

3.
3.1
3.2

3.3

4.
4.1
4.2
4.3
5.
6.

Текущий
контроль

Развитие
вокальной
техники
Основы певческого дыхания

10

Работа
над
унисоном, 35
ритмом, темпом, дикцией,
звуковедением, динамикой.
Развитие музыкального слуха
и интонации с элементами
сольфеджио
Вокально-ансамблевая
работа
23
Работа по партиям
Работа над художественновыразительным исполнением
Строй в ансамбле
Основы
сценического
4
мастерства
Работа с микрофоном
Итого:

Сентябрь

10

5
15
3
2
2

72

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№
месяц
Чис Форма
Кол-во
ло
занятия
часов
1.
Сентябрь 4
беседа
2

2.

10

11

Комбин.

2

3.
4.

Сентябрь
Сентябрь

18
25

Комбин.
Комбин.

2
2

5.

Октябрь.

2

Комбин

2

6.
7.
8.
9.
10

Октябрь.
Октябрь.
Октябрь.
Ноябрь.
Ноябрь.

9
16
23
13
20

Комбин.
Комбин
лекция
лекция
Комбин.

2
2
2
2
2

11
12

Ноябрь.
Декабрь.

27
4

Практич.
комбин

2
2

13

Декабрь.

11

теория

2

14
16

Декабрь.
Декабрь.

18
25

Комбин.
Практич.

2
2

Тема
занятия
Вводное занятие. Формирование
межличностных
отношений.
Техника безопасности
Ноты:
длительности
и
расположение на нотном стане
Строение дыхательной системы
Дыхательные
упражнения.
Ощущение опоры.
Унисон.
Типы дыхания
Артикуляция, скороговорки
«Звуковедение»
Атака звука
Дыхательная гимнастика. Работа
над дикцией.
Дыхание- короткое, с задержкой
Характеристика высоких, низких
голосов
Ансамбльтемповый,
ритмический
Звучание двухголосия
Приемы ансамблевого пения
(солист)

Форма
контроля
Опрос

Текущий
контроль
Наблюде
ние
Текущий
контроль
Наблюде
ни
Опрос

Наблюде
ние

18

Январь.

15

Практич.

2

19
20

Январь.
Январь.

22
29

теория
Практич.

2
2

21

Февраль.

5

теория

2

22

Февраль.

12

Комбин.

2

23

Февраль.

19

Комбин.

2

24

Февраль

26

практич

2

25
26
27

Март
Март
Март

5
12
19

теория
Комбин.
Практич.

2
2
2

28

Март

26

практич

2

29

Апрель

9

теория

2

30
31.

Апрель
Апрель

16
23

Комбин.
Практич.

2
2

32
33
34

Апрель
Май
Май

30
7
14

опрос
Практич.
Комбин

2
2
2

35

Май

21

Комбин

2

36

Май

28

Комбин

2

Вокально-хоровая
работа
с
репертуаром
Эстрадный имидж
Характеристика высоких, низких
голосов
Образ в песне, сценический
костюм
Прослушивание
и
разбор
произведения с «+»
Пение учебно-тренировочного
материала
Работа
над
артикуляцией,
дикцией
Сценическая культура
Мелодическая линия, партия
Отработка
сценических
движений
Пение учебно-тренировочного
материала
Цезура
Принципы работы микроф.
Фразировка в произвед.
Учебно-тренир.материал.
Контилена в пении.
диагностика
Работа над сценическим образом
Повторение
репертуара
произведений
1
полугодия.
Работа над ошибками.
Пение упражнений сольфеджио в
унисон. Высокая позиция.
Работа по партиям

Опрос
Наблюде
ние
Наблюде
ние
Наблюде
ние
Текущий
контроль

Наблюде
ние
Зачет

Пояснительная записка
Актуальность Сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетное направление
деятельности всего современного российского общества. Программа даёт возможность
формировать у обучающихся музыкально-релаксационную культуру, активно использовать
целительные возможности музыки в интеграции с другими видами искусства. Это стало
особенно важным в связи с ростом психических расстройств, повышенной тревожности и
агрессивности, психосоматических заболеваний у детей.
Программа направлена на профилактику по сохранению здоровья обучающихся иразвитие
их творческих способностей в системе арт-терапии. Вокалотерапия – это не столько
лечение, сколько развитие креативности, развитие и гармонизация личности, помогающие
при решении любых проблем. Терапия искусством позволяет выразить себя, свои чувства,
состояния, увидеть свой внутренний мир, достичь положительных изменений в
интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии. Кроме того,творческий
процесс, позволяет создать положительный настрой, способствует раскрытию внутренних
потенциалов, расширению диапазона восприятия мира, появляется позитивный взгляд на
ситуацию, который позволяет освободиться от сковывающих стереотипов и установок,
ощутить внутреннюю свободу.
Отличительные особенности данной программы
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в
этой области заключаются в том, что проект направлен на всестороннее развитие личности
ребёнка, его неповторимой индивидуализации.
Данная программа направлена на
коррекцию эмоциональных нарушений у детей младшего и среднего школьного возраста, в
качестве дополнительных направлений программы предусмотрено развитие навыков
сотрудничества, коррекция самооценки детей, повышение активности и уверенности в себе
детей.
курса Вокалотерапия включает в себя разные виды деятельности : не только пение, но и
восприятие музыки, ведь исследователями и вокалистами доказано, что у человека,
воспринимающего музыку, голосовые связки начинают колебаться с той же частотой,
человек как бы “беззвучно” поет. Важную роль в вокалотерапии играет творческая
деятельность человека –упражнения на создание голосом определенного музыкального
образа.
Цель программы
Коррекция эмоциональных нарушений младшего и среднего школьного возраста с ОВЗ
средствами вокалотерапии.
Задачи программы
Коррекция недостатков в личностной и эмоционально-волевой сфере:
1) овладение навыками слушания и исполнения музыки и элементами концентрации
внимания, сосредоточенности;
2) формирование у обучающихся волевых качеств;
3) устранение и предупреждение негативных качеств характера (агрессивность,
вспыльчивость, упрямство, замкнутость и т.п.);
4) формирование у обучающихся навыков психологической адаптации в коллективе;
5) развитие у обучающихся положительных качеств характера (доброты, сопереживания,
отзывчивости, честности);
Адресат программы

Дети от 7 до 15 лет.
Количество обучающихся 12-15 человек.
Уровень программы, объём и сроки реализации дополнительной общеразвивающей
программы:
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит
выполнить учащимся.
Программой проектируются следующие уровни адаптивности обучающегося:
высокий: развита способность приспосабливаться к статической и динамической
внутрисемейной и вне семейной обстановке; сформированы умения устанавливать контакт
со взрослыми и сверстниками; независимо от их эмоционального состояния свойственно
чувство эмпатии; наличие психологической избирательности, высокий самоконтроль и
коррекция своего поведения адекватно складывающимся ситуациям общения;
фиксируются минимальные функциональные нарушения.
средний: воспитанники этого типа правильно реагируют на состояние других людей, могут
оказать им психологическую поддержку; им свойственны выдержка, терпеливость, чувство
такта, хотя нередко они действуют неадекватно ситуации, могут быть втянуты в конфликт
помимо их воли;
низкий: недоступно понимание ситуации, редко удается достичь синхронности
эмоциональных состояний с другими людьми из-за чрезмерной настороженности,
тревожности, агрессивности.
Форма обучения: очная
Режим занятий:
Программа расчитана на учащихся 7-15 лет.
Количество обучающихся 12-15 человек.
Учебный период 102 часа ( 3 часа в неделю).
Срок реализации – 1 год обучения.
Структуру деятельности учащихся составляют групповые занятия, индивидуальные
занятия с преподавателем и самостоятельная работа вне школы.
Учебный план:
Тема занятий
1
Входная диагностика
2
Вокалотерапия теория

всего
1
1

3
4

Артикуляция
Лечебная
сила
нашего
Вокалотерапия - лечение пением.

5

Выявление и коррекция
диапазона учащегося
В мире музыки.

6
7

8
9
10

1
голоса 2

голосового 1

Музыкально-дидактические упражнения
используемые при разучивании песен, при
обучении игре на детских музыкальных
инструментах.
Необычные звуки и голоса. Где можно их
услышать?
Музыкальные игры и загадки
Гигиена певческого голоса

1
1

1
1
1

число

11

Комплекс дыхательной гимнастики Чарели 1
– при работе над песней.

12
13
14

Голосовые игры
Вокальная гимнастика
Путь к успеху:анализ качества пения, как
профессиональных исполнителей, так и
своей группы
Вокально-хоровая работа. Разучивание
песни
Музыкатерапия Знакомство с методом
музыкотерапии.
Мелодия здоровой жизни. Разучивание
песен на тему Родины
Разучивание народных песен.
Вокально-хоровые
и
дыхательные
упражнения.
Музыкатерапия
Знакомство с методом музыкотерапии.
"Эффект Моцарта"
Дыхательная система Емельянова
«Цепное» дыхание в пении
Музыкальная гимнастика
Физвокализ. Знакомство с методом
Изучение звукодвигательных упражнений,
способствующих развитию голоса, мышц
Певческая гимнастика по Стрельниковой
включающая
противокороновирусные
упражнения
Групповые
занятия
«Мы
едины»
Вокальные игры
Итоговая диагностика. Диагностические
задания, конкурсы.

15
16
17-18
19
20
21
22
23
24
25-27
26
27

28-30

31-32
33

34

Итоговые
мероприятия
«Чему
научились», итоговый концерт

1
1
1

1
1
2
1
1
1
1
1
1
3
1
1

3

2
1

мы 1

Содержание программы
Содержание курса Вокалотерапия включает в себя разные виды деятельности : не только
пение, но и восприятие музыки, ведь исследователями и вокалистами доказано, что у
человека, воспринимающего музыку, голосовые связки начинают колебаться с той же
частотой, человек как бы “беззвучно” поет. Важную роль в вокалотерапии играет
творческая деятельность человека –упражнения на создание голосом определенного
музыкального образа.
1. Вводное занятие.Пение –это род музыки, где в качестве живого музыкального
инструмента выступает голосовой аппарат человека. Причем, ни один музыкальный
инструмент в мире не может сравниться с голосом хорошего певца по силе эмоциональнохудожественного и лечебного воздействия.
2. Особености работы с обучающимися:Для здоровья человека крайне значимо дыхание.
Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения фольклорных песен,
мы не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественной

вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом
(расслабление) как антонимом вдоха (напряжение). Наверное, без всяких научных
выкладок наши предки были об этом осведомлены. "Цепное" дыхание, которое
практикуется при занятии фольклорным пением, не только учит непрерывности звука, но и
увеличивает длительность выдоха, глубину и полноту вдоха, возрастающих в зависимости
от использования нижнего (брюшного) типа дыхания. В ходе освоения "цепного" дыхания
(при хоровом фольклорном пении) в работу включается тот тонкий слух, которым мы до
этого момента на практике не пользовались –умение ощутить дыхание другого и
почувствовать, когда ему предстоит сделать вдох, чтобы это не произошло одновременно с
тобой и не прервало звучание. Восстановление свободного дыхания при занятии
фольклорным пением происходит подсознательно и проявляется не только в показателях
свободы дыхания, но и в улучшении самочувствия, в изменении взгляда на проблемы,
прежде представлявшиеся человеку неразрешимыми, опасными. Мелодика старинных
русских фольклорных песен, порой построенная на 2-3-х нотах, поражает своим
разнообразием и красотой. Она предлагает миновать тракт от унисона до созвучий, учит
гармонизации внешнего и внутреннего, настраивая организм и душу в соответствии с
объективными законами. В русском песенном фольклоре существует большое количество
"неровных" песен, смена темпа в которых может возрастать от минимума до максимума
или снижаться от максимума до минимума (напряжение –расслабление –сброс).
Хроническое мышечное усилие у исполнителя за счет таких перепадов темпа исподволь
снимается. Пение –уникальная дыхательная гимнастика, в которой учитывается все.
3. Работа с хором.Звукообразование; артикуляция и дикция; дыхание; вокально-игровые
упражнения;
импровизация.Учебно-тренировочный
материалАртикуляция
и
дикция:артикуляционная гимнастика В.В.Емельянова;логопедические распевки с
выполнением ритмических движений (простукивание, притопывание, щелканье и
др.);проговаривание и пропевание скороговорок, чистоговорок, помогающих
вырабатывать четкое произношение текста в быстром темпе;дыхание;специальные
упражнения
для
мышц
дыхательного
аппарата
(А.Н.
Стрельникова,
К.П.Бутейко);вокально-хоровые упражнени интонационно-фонетические упражнения
В.В. Емельянова;дидактические игры на развитие фальцетного режима по Г.П.
Стуловой;попевки с текстом, русские народные потешки, прибаутки;
импровизация;пропевание своего имени, пропевание небольших стихотворений;игра на
детских шумовых инструментах.
4. Выразительность исполнения.Движение под музыку.Во многом музыкальному
воспитанию детей способствует такой вид деятельности, как музыкально-ритмические
движения. Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально –
ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными,
поскольку являются началом его будущей творческой деятельности. На хоровых занятиях
дети исполняют двигательно -ритмические упражнения, сюжетные и несюжетные
игры.Песенное творчество.В течение года дети осваивают вокально-хоровые произведения
различных жанров, стилей и эпох: произведения композиторов-классиков (русских,
зарубежных), сочинения современных композиторов, русские народные песни и потешки.
К концу учебного года песенный репертуар достигает 8-10 произведений.Игра
музыкальных инструментах. Характеристика шумовых инструментов. Творческие задания
в работе над песней: сочинение ритмического сопровождения, , вступления, выбор
соответствующих инструментов. запоминание партитур. Формирование музыкальнотворческого мышления, развитие чувства ритма.
5. Работа над произведениями.Хоровое пение есть исполнение, т.е. акт воспроизведения
музыки, оно имеет коллективный характер. Коллективный характер исполнения
обусловлен особенностями: музыка имеет железные законы ритма, что является главным в
организованном исполнении, которое предполагает умение дисциплинировать свои

эмоции, умение их накапливать и выражать в стройном ансамбле. Развитие музыкального
слуха.Отработка чистоты исполнения и выразительного звучания
6.Выбор репертуара.Прослушивание и разбор произведений (беседа, определение
жанровой принадлежности, характер, композитов).
7.Концертная деятельность: фестивали; праздники; концерты, подготовка и участие в
концертной деятельности.Практическая работа: школьные выступления, участие в
городских мероприятиях, участие в городском марафоне детей-инвалидов «Утенок»,
участие в Республиканском фестивале для детей с ОВЗ «Новые имена».
8.Музыкально-образовательные беседы: песня в жизни человека; история гимна России;
песни о войне; авторская песня.Учащиеся имеют нарушения опорно-двигательного
аппарата различные хронические заболевания, речевые нарушения, сенсомоторную
недостаточность. Работоспособность низкая, темп деятельности ниже среднего.
Отмечается недостаточный уровень развития самостоятельности мышления. Недостаточно
развиты рефлексивные навыки. В связи с особенностями психо-физиологического здоровья
детей 4 класса, обучение носит дифференцированный характер, предусматривающий
различную организацию работы на уроке (работа в группах, индивидуальная для учеников
с более низким уровнем развития). Особое внимание при планировании следует уделять
развитию навыков коммуникации, выработке произвольного внимания, как наиболее
проблемным для данного класса.
Оценка достижений результатов
Оценка работы совместно с группой проводится путём опроса учеников раз в 1 месяц и
предполагает ответы на следующие вопросы:
- какова общая атмосфера в группе, характер взаимодействия между учащимися, степень
их вовлеченности в работу;
- какова степень общего интереса к происходящему, основные ощущения и чувства
связанные с работой, достигнутые результаты или отмеченные изменения в собственном
состоянии;
- пожелания или предложения учащихся относительно дальнейшей работы
Сам учитель должен уметь анализировать свою работу по таким параметрам,
- было ли проявление положительных эмоций у участников занятий, какова была степень
их вовлеченности в работу
- были ли отрицательные чувства, с чем они связаны и как были восприняты другими;
-был ли результат позитивным, т.е имел ли место определённой лечебно-коррекционный
или развивающий эффект;
Основные критерии оценки обучающегося:

Эмоциональное состояние

Поведение ребенка в момент расставания и встречи родных

Речевая активность

Двигательная активность

Общее состояние организма

Взаимодействие со взрослыми

Взаимодействие со сверстниками
Программой проектируются следующие уровни адаптивности обучающегося:
высокий: развита способность приспосабливаться к статической и динамической
внутрисемейной и вне семейной обстановке; сформированы умения устанавливать контакт
со взрослыми и сверстниками; независимо от их эмоционального состояния свойственно
чувство эмпатии; наличие психологической избирательности, высокий самоконтроль и
коррекция своего поведения адекватно складывающимся ситуациям общения;
фиксируются минимальные функциональные нарушения.
средний: воспитанники этого типа правильно реагируют на состояние других людей, могут
оказать им психологическую поддержку; им свойственны выдержка, терпеливость, чувство

такта, хотя нередко они действуют неадекватно ситуации, могут быть втянуты в конфликт
помимо их воли;
низкий: недоступно понимание ситуации, редко удается достичь синхронности
эмоциональных состояний с другими людьми из-за чрезмерной настороженности,
тревожности, агрессивности.
Список использованной литературы
1. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М., 1999. - С. 10.
2. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. М., 1966. С. 157.
3. Золтаи Д. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. - М.,
1977. - С. 63.
4. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники.
М., Редакционно-издательский отдел Института психологии РАН, 2002.
5. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., 1998.
6. Valentine E, Evans C. The effects of solo singing, choral singing and swimming on mood and
physiological indices. Br J Med Psychol. 2001 Mar;74 Part 1:115-120.
7. Матейова З. Музыкотерапия при заикании / З.Матейова, С.Машура; Пер. с чешского. К., 1984. - 303 с.
8. Шевченко Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков // Психокоррекция: теория и
практика. - М., 1995.

Приложение № 1
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
«Вокалотерапия»

название программы
№
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

Структура
Титульный лист:
Образовательная
организация
Название программы
Срок реализации
ФИО автора, должность

1.5.
2.
2.1.
2.2.
2.3.

Территория, год
Пояснительная записка:
Тип программы
Направленность
Актуальность

2.4.

Цель

Профилактика заболеваний органов дыхания.
Коррекция эмоциональных нарушений младшего и
среднего школьного возраста с ОВЗ средствами
вокалотерапии.

2.5.

Задачи

1. Коррекция недостатков в личностной и эмоциональноволевой сфере:

МАОУ «СОШ № 60 социальной адаптации детейинвалидов» г. Улан-Удэ
«Вокалотерапия»
1 год
Волков С.А., учитель музыки, педагог дополнительного
образования
г. Улан-Удэ, 2021 г.
Коррекционно-обучающий
Художественно-эстетическая
Сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетное
направление деятельности всего современного
российского общества. Программа даёт возможность
формировать у обучающихся музыкально-релаксационную
культуру, активноиспользовать целительные возможности
музыки в интеграции с другими видамиискусства. Это
стало особенно важным в связи с ростом психических
расстройств,,повышенной тревожности и агрессивности,
психосоматических заболеваний у детей, а также с
распространением вирусных заболеваний, в том числе
коронавируса.
Программа направлена на профилактику по сохранению
здоровья обучающихся и развитие их творческих
способностей в системе арт-терапии. Вокалотерапия – это
не столько лечение, сколько развитие креативности,
развитие и гармонизация личности, помогающие при
решении любых проблем. Терапия искусством позволяет
выразить себя, свои чувства, состояния, увидеть свой
внутренний мир, достичь положительных изменений в
интеллектуальном, эмоциональном и личностном
развитии. Кроме того,творческий процесс позволяет
создать положительный настрой, способствует раскрытию
внутренних потенциалов, расширению диапазона
восприятия мира. У учащихся появляется позитивный
взгляд на ситуацию, который позволяет освободиться от
сковывающих стереотипов и установок и ощутить
внутреннюю свободу.

1) овладение навыками слушания и исполнения музыки и
элементами концентрации внимания, сосредоточенности;
2) формирование у обучающихся волевых качеств;
3) устранение и предупреждение негативных качеств
характера
(агрессивность, вспыльчивость, упрямство, замкнутость и
т.п.);
4) формирование у обучающихся навыков
психологической адаптации в
коллективе;
5) развитие у обучающихся положительных качеств
характера (доброты, сопереживания, отзывчивости,
честности);
2.6.

Отличительные
особенности
программы

2.7.
2.8.

Возраст детей
Продолжительность
занятий
Формы занятий
Режим занятий
Ожидаемые результаты

2.9.
2.10.
2.11.

Отличительные особенности данной образовательной
программы от уже существующих в этой области
заключаются в том, что проект направлен на всестороннее
развитие личности ребёнка, его неповторимой
индивидуализации. Данная программа направлена
профилактику заболеваний в период эпидемии
коронавирусной инфекции , на коррекцию эмоциональных
нарушений у детей младшего и среднего школьного
возраста. В качестве дополнительных направлений
программы предусмотрено развитие навыков
сотрудничества, коррекция самооценки детей, повышение
активности и уверенности в себе детей
7-15 лет
35 минут
Групповые и индивидуальные
3 раза в неделю по 1 часу
Предполагается, что по окончанию курса «Вокалотерапия
у обучающихся
- повысится уровень сформированности восприятия:
зрительного, слухового, тактильного, а так же сенсорноперцептивных действий — чисто интонировали, пели на
дыхание;
-Дети будут петь чисто и слаженно в ансамбле несложные
песни в унисон с сопровождением и без сопровождения
инструмента, фонограммы;
- будут понимать жесты и следовать им;
-научатся активно мыслить, применяя полученные знания
в творческом процессе.
- дети станут меньше болеть. У них значительно снизится
количество заболеваний верхних дыхательных путей.
-повысится уровень развития сенсомоторных навыков,
познавательной и эмоционально-волевой сфер.
-будет наблюдаться положительная динамика общего
эмоционального состояния
-стабилизируется эмоциональный фон;
разовьются внимание и память;

-улучшится уровень коррекции самооценки (адекватная
самооценка)снизится уровень страхов;
снизится утомляемость.
2.12.

Способы определения Результаты работы будут отслежены следующими
результативности
способами: методом наблюдения, способом
прослушивания. Будет проведен диагностический срез,
анализ заболеваемости на конец года.

2.13.

Формы контроля

3.
3.1.

3.2.

– зачет, опрос, викторина;
– конкурс вокалистов;
– отчетный концерт;
Учебно-тематический план:
Перечень разделов, тем Дыхательная гимнастика
Теория музыки
Распевки
Разучивание песен
Пение в группе
Диагностические задания
Итоговые мероприятия
Кол-во часов по темам Теория: 12 часов, практика: 90 часов;
(теория,
практика, всего: 102 часа
всего)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-14-77, +7(3012) 37-80-45, +7(3012) 37-80-35, +7(3012) 55-05-85

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».