ООП НОО 1-4 классы
Пояснительная записка
Основная образовательная программа (далее – ООП) начального общего образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №60 социальной адаптации детей-инвалидов» г. Улан-Удэ разработана в соответствии:
ü с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012г.);
ü с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег.№17785), приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373);
ü с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиНа 2.4.2. №2821-10), «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность», зарегистрированными в Минюсте России 03 марта 2011 года;
ü на основе анализа деятельности образовательного учреждения, с учетом возможностей, предоставляемых учебно-методическим комплексом «Школа России», запроса обучающихся и родителей школы, опыта работы педагогов начальной ступени, приоритетных задач Программы развития школы.
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса начального общего образования. ООП направлена на формирование общей культуры обучающихся; на их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие; на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие МАОУ «СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов» г. Улан-Удэ в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, а именно:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Цель программы –создание условий для эффективного развития начального общего образования младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в ходе
обновления содержания образования и введения федерального государственного образовательного стандарта.
Задачи:
ü формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
ü обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
ü становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости; обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
ü достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее-дети с ОВЗ);
ü обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
ü выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
ü организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
ü использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;
ü предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
ü включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).
ü создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию дезадаптивных проявлений, их социальную адаптацию.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
С целью совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, и сохранения их здоровья в структуру программы введены учебный план и план внеурочной деятельности, обеспечивающие учет индивидуальных особенностей обучающихся При конструировании плана внеурочной деятельности, учитывались предложения педагогического коллектива общеобразовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей). МАОУ «СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов» г. Улан-Удэ реализует модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. 8 Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей
Программа адресована:
• учащимся 1 – 4 классов (дети с ОВЗ с сохранным интеллектом, дети в посттравматическом состоянии, имеющие медицинские рекомендации для обучения);
• родителям обучающихся 1-4 классов;
• учителям начальной школы;
• Учредителю и органам управления