Рабочая программа Логоритмика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеразвивающей программы –
социально-педагогическая. Данная программа разработана для учащихся
имеющих речевые нарушения. Логоритмичекие занятия направлены на
всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение
двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире,
понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать
трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с
использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное
влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка
различных
систем,
например,
сердечно-сосудистой,
дыхательной,
речедвигательной.
Актуальность. Самой многочисленной категорией среди школьников
младших классов с ограниченными возможностями здоровья, являются
учащиеся с речевыми нарушениями. Если к 5 годам дети должны овладеть
четким произношением всех звуков, то у многих детей этот процесс
задерживается в силу определенных причин: задержка психического развития,
функциональной
незрелости
речевых
зон
головного
мозга,
несформированности произвольных движений и т.д. И таких детей становится
с каждым годом все больше.
Педагогическая целесообразность. Логоритмика является наиболее
эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление
нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей.
Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые
изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного
словарного запаса.
Отличительные особенности данной дополнительной программы:
программу отличает от уже существующих программ то, что она направлена не
только на развитие и формирование речи, музыкальных, артистических
способностей, развитию пластичности, но и на снятие психо-эмоционального
напряжения у детей. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше
развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и
навыками, развивается координация движений. Формирование движений
происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений
для ног, туловища, рук, головы способствует снятию напряженности и
монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями
Адресат программы:
Учащиеся с общим недоразвитием речи I, II, III уровней.
I
уровень: у детей либо полностью отсутствует речь, либо имеются лишь
элементы речи. Дети этого уровня для общения пользуются главным образом
лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и
глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое
оформление которых смазанно, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои
"высказывания" ребенок подкрепляет мимикой и жестами.
II
уровень: дети используют более развёрнутые речевые средства. Однако
недоразвитие речи выражено ещё очень резко. Высказывания детей обычно

бедны,
ребенок
ограничивается
перечислением
непосредственно
воспринимаемых предметов и действий. Рассказ по картине, по вопросам
строится примитивно. Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу
не несут смыслоразличительной функции. При воспроизведении слов грубо
нарушается звуконаполняемость: отмечаются перестановки слогов, звуков,
замена и уподобления слогов, сокращения звуков при стечении согласных.
III
уровень: характеризуется наличием развернутой фразовой речи с
элементами
лексико-грамматического
и
фонетико-фонематического
недоразвития. Тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет
выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой
системы: лексики, грамматики, фонетики. Недостаточное развитие
фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей
самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу
слов.
Дети с общим недоразвитием речи отстают от сверстников в воспроизведении
двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают
последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Например, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.
Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие
мелкой моторики.
Итак,
совокупность
перечисленных
пробелов
в
фонетикофонематическом и лексико-грамматическом строе речи, в развитии мелкой
моторики общей координации движений ребенка служит серьезным
препятствием для овладения ими программой общеобразовательной школы.
Сроки реализации программы - 2 года.
Формы обучения - Очная форма занятий
Режим занятий - 1- й год обучения– 33 часа в год, 2- й год обучения 34
часа в год. Периодичность - 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35
минут.
Особенности организации образовательного процесса:
Занятия проводятся в групповой форме, состав группы постоянный, в
количестве 15 -20 человек. Занятия включают в себя следующие элементы:
– артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
– чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
– упражнения под музыку на развитие общей моторики, для
мышечнодвигательного и координационного тренинга;
– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и
дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
–привития навыков речевого дыхания;
– песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и
выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
– музыкально-ритмические
игры
с
музыкальными
инструментами,
развивающие чувство ритма;
– музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению
ориентироваться в пространстве;

– коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны
общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
– упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического
напряжения.
Цель программы - Профилактика и коррекция имеющихся отклонений в
речевом развитии учащегося посредством сочетания музыки, слова и движений.
Задачи программы:
Развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной
стороны речи, совершенствование фонематического восприятия, развитие
навыков звукового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова,
развитие связной речи и речевого общения, развитие словаря, формирование и
совершенствование грамматического строя речи.
Учебный план Первый год обучения
№
Лексико-грамматическая Название занятия
занятия тема
1
Осень, осенняя одежда
«Осень»
2
Овощи и фрукты
«Богатый урожай»
3
Хлеб
«Караваюшка»
4
Осенний лес. Грибы
«Прогулка в осенний лес»
5
Перелетные птицы
«До свидания, птицы!»
6
Домашние животные
«У кошки новоселье»
7
Почта. Профессии
«Кем быть?»
8
Ателье. Одежда
«Одежда»
9
Дикие животные
«Лесные звери осенью»
10
Посуда
«Посудная лавка»
11
Животные севера и юга
«В зоопарке»
12
Мебель
«Домик куклы Кати»
13
Зимующие птицы
«Снегири»
14
Зима
«В гости к Снегурочке»
15
Новый год
«Зимняя царица»
16
Комнатные растения
«Уголок природы»
17
Библиотека
«Наши любимые сказки»
18
Пожарная безопасность
«Кошкин дом»
19
Наш край
«Родной край»
20
ЗОЖ
«Мишкина малина»
21
Рыбы
«Рыболовы»
22
Армия
«Армейская карусель»
23
Весна
«Находчивый бобр»
24
8 марта. Семья
«Самая любимая мама»
25
Домашние птицы
«Петушок и его семья»
26
ОБЖ
«На лесном перекрестке»
27
Строители
«Мы строители»
28
Космос
«Полетим на ракете»

Кол-во
занятий
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29
30
31
32
33

Транспорт
Лес, парк, сад
День Победы
Насекомые
Огород
Скоро лето

«Поиграем в поезд»
«В гости к радуге»
«День Победы»
«Муха-Цокотуха»
«Посадим огород»
«Здравствуй, лето!

1
1
1
1
1

Второй год обучения
№
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Лексикограмматическая тема
Осень, осенняя одежда
Родина
Овощи и фрукты
Хлеб
Игры и игрушки
Осенний лес. Грибы
Домашние животные
Почта. Профессии
Перелетные птицы
Ателье. Одежда
Дикие животные

Название занятия

«Путешествие в осенний лес»
«Наша страна»
«У бабушки в деревне»
«Хлеб всему голова»
«Магазин игрушек»
«Прогулка в осенний лес»
«Поездка в Простоквашино»
«А что у вас?»
«Наши пернатые друзья»
«Сказка о Маше-растеряше»
«Дикие животные наших
лесов»
Посуда
«Встреча с Федорой»
Животные севера и юга «Зоопарк»
Мебель
«В магазине мебели»
Зимующие птицы
«Птицы у кормушки»
Зима
«В зимнем лесу»
Новый год
«Новогодний поезд»
Комнатные растения
«Зеленый уголок»
Библиотека
«Путешествие по сказкам»
Пожарная безопасность «Мы пожарные»
Наш край
«Край родной Бурятия»
ЗОЖ
«Витаминная семья»
Рыбы
«Аквариумные рыбки»
Армия Спорт
«Крокодил Гена идет в
Армию»
Весна
«Прогулка по весеннему
лесу»
8 марта. Семья
«Мамины помощники»
Домашние птицы
«Колечко»

Кол-во
занятий
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

28
29
30
31
32
33
34

ОБЖ
Строители
Космос
День города
День Победы
Лес, сад, парк
Насекомые

«Спортсмены»
«Строим дом»
«Будем космонавтами»
«Экскурсия по городу»
«День Победы»
«Волшебный мир цветов»
«Приключения Муравьишки»

1
1
1
1
1
1
1

Содержание программы Первый
год обучения:
Тема 1. «Осень»
Теория. Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень,
осенняя одежда».
Практика.
Слухомоторные
и
речедвигательные
координации
на
материале стихотворений, песен,
динамических упражнений.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать у детей чувство ритма, метра посредством речевых игр со звучащими
жестами. Тренировать детей двигаться, сохраняя правильную осанку.
Тема 2. «Богатый урожай»
Теория. Закрепить знания об овощах и фруктах.
Практика.
Учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом.
Закреплять в речи правильное произношение звука [А].
Развивать у детей чувство ритма, мелкую моторику, зрительное внимание и
прослеживающую функцию глаза.
Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровительных упражнений.
Тема 3. «Караваюшка»
Теория. Закрепить знания по лексической теме «Хлеб», Знакомство со звуком
[У] Практика.
Закреплять правильное произношение звука [У] в пении вокализов.
Совершенствовать умение образовывать существительные единственного и
множественного числа.
Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое
восприятие.
Развивать продолжительный выдох дыхательными упражнениями.
Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине, уважение к труду.
Тема 4. «Прогулка в осенний лес»
Теория. Закреплять знание детей о съедобных и несъедобных грибах.
Практика.
Уточнить артикуляцию звука [И], пропевая звук в чистоговорках.
Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса.
Развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза, фиксацию
взгляда.

Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага. Тема
5. «До свидания, птицы!»
Теория. Закрепить знания детей о перелетных птицах.
Практика.
Уточнение артикуляции звука [Ы], учить детей выполнять длительный выдох
при произнесении этого звука.
Уточнить артикуляцию звука [Ы] в длительном и коротком пропевании.
Учить детей выделять звуки [Ы - И] из ряда гласных звуков.
Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.
Тренировать амблиопичный глаз, развивать зрительное внимание.
Упражнять детей в ходьбе по кругу по одному и парами, следить за осанкой.
Тема 6. «У кошки новоселье»
Теория. Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах.
Практика.
Закрепить правильную артикуляцию звука [Н] посредством включения в
занятие дидактических игр.
Развивать мимику детей и пантомимику.
Воспитывать правильное речевое дыхание.
Развивать
мелодико-интонационные
и
просодические
компоненты,
творческую фантазию и воображение.
Воспитывать у детей чувство ответственности за своих питомцев.
Тема 7. «Кем быть?»
Теория. Закреплять знания детей о профессиях.
Практика.
Учить детей петь выразительно, чисто интонировать мелодию,
четко проговаривать слова, удерживать дыхание до конца фразы. Уточнить
артикуляцию звука [П] в скороговорках, звуковых играх.
Развивать у детей внимание, умение строиться в круг по ориентирам,
определять направления направо, налево.
Воспитывать у детей уважение к труду, представителям различных профессий.
Тема 8. «Одежда»
Теория. Дать детям знания классификации одежды по сезону.
Практика.
Учить детей петь эмоционально, правильно брать дыхание, отчетливо
произносить слова.
Уточнить артикуляцию звука [О], работать над пропеванием звука на вдохе.
Совершенствовать технику ходьбы, бега, ориентирования в
пространстве, развивать ловкость, зрительное внимание.
Воспитывать у детей привычку соблюдать чистоту, бережное отношение к
своим вещам.
Тема 9. «Лесные звери осенью»
Теория. Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах.
Практика.
Закрепить правильную артикуляцию звуков [А - У - О], учить детей пропевать
эти звуки длительно и коротко.

Формировать у детей правильную артикуляцию и четкое произношение слов.
Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, четко и правильно
по сигналу выполнять ходьбу в разных направлениях,
координировать
слово с движением.
Развивать мелкую моторику, чувство ритма.
Тема 10. «Посудная лавка»
Теория. Закрепить знания детей о классификации посуды.
Практика.
Совершенствовать автоматизацию звука [Б] в пропевании логопедических
рапевок.
Развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаз.
Развивать правильное дыхание, мелодико-интонационные и
просодические компоненты, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев
рук.
Воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие, бережливость, чувство
сострадания.
Тема 11. «В зоопарке»
Теория. Закрепить у детей представление о животных разных стран.
Практика.
Уточнить артикуляцию звука [Ы] в обратных слоговых рядах.
Развивать координацию слова и движения, чувство ритма.
Развивать умение точно выполнять движения по тексту.
Тренировать у детей силу выдоха, умение правильно выполнять самомассаж.
Тема 12. «Домик куклы Кати»
Теория. Закрепить знания детей по теме «Мебель».
Практика.
Формирование правильной артикуляции звука [Т] в слоговых рядах.
Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.
Развивать мелкую моторику пальцев рук в пальчиковых играх.
Тема 13. «Снегири»
Теория. Систематизировать знания детей о зимующих птицах.
Практика.
Закрепить правильную артикуляцию звука [Д] в логопедических распевках
и потешках.
Развивать чувство темпа и ритма, умение выделять сильную долю такта.
Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических
и оздоровительных упражнений.
Воспитывать доброжелательное отношение к природе, птицам, желание им
помочь в холодное время года.
Тема 14. «В гости к Снегурочке»
Теория. Систематизировать знания детей о погоде в зимний период.
Практика.
Закрепить артикуляцию звука [X] с помощью дыхательных упражнений.
Научить детей выполнять самомассаж лица, шеи. Развивать фонематический

слух и слуховое внимание детей. Развивать умение детей импровизировать
мелодии на заданную тему.
Тема 15. «Зимняя царица»
Теория. Закрепить знания детей по теме.
Практика.
Учить детей произвольно менять силу голоса, динамику, высоту. Закрепить
артикуляцию звука [В] в слоговых рядах, распевках.
Развивать темпо-ритмическое восприятие детей.
Развивать речевое дыхание с помощью дыхательных упражнений.
Тема 16. «Уголок природы»
Теория. Дать детям представление о многообразии комнатных растений.
Практика.
Закрепить правильную артикуляцию последовательности звуков [А - У - О - Ы]
с помощью фонопедических упражнений.
Формировать правильную голосоподачу и плавность речи.
Развивать мелкую и общую моторику.
Воспитывать у детей бережное отношение к комнатным растениям, чувство
ответственности за их состояние.
Тема 17. «Наши любимые сказки» Теория.
Систематизировать знания по теме.
Практика.
Формировать правильное использование в речи простых и сложных предлогов.
Закрепить правильную
артикуляцию
звука
[К] в
дыхательных
и оздоровительных упражнениях.
Развивать навыки правильного речевого дыхания.
Развивать творческую
активность детей,
эмоциональный отклик
на прослушанное музыкальное произведение.
Воспитывать в детях доброе отношение к книгам, умение заботиться о них.
Тема 18. «Кошкин дом»
Теория. Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, о данной
профессии.
Практика.
Уточнить артикуляцию звука [Г] в слоговых рядах и чистоговорках.
Формировать умение детей согласовывать движение со словами. Развивать
слухомоторные и речедвигательные координации на материале песен,
стихотворений, танцев.
Тема 19. «Родной край»
Теория. Закрепить знания о нашем крае.
Практика.
Дать детям знания по данной теме.
Закрепить артикуляцию звука [Э] в логопедических распевках.
Формировать умение образовывать существительные единственного и
множественного числа.
Развивать коммуникативные способности детей.
Воспитывать у детей любовь к своему краю, своим землякам,
традициям, творчеству.

Тема 20 «Мишкина малина»
Теория. Закрепить знания детей о ягодах и их пользе.
Практика.
Ввести активный словарь детей названия ягод, витаминов.
Уточнить артикуляцию звука [Ф] в дыхательных и речевых упражнениях.
Развивать слуховое и зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза.
Воспитывать у детей привычку к здоровому питанию, образу жизни.
Тема 21. «Рыболовы»
Теория. Дать детям представление о многообразии обитателей водоемов.
Практика.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки [П - Б] в слоговых рядах и
читоговорках.
Совершенствовать навык проговаривания слов в сочетании с движениями под
музыку.
Развивать
мелодико-интонационные
и
просодические
компоненты,
творческую фантазию и воображение.
Воспитывать у детей чувство ответственности за своих питомцев.
Тема 22. «Армейская карусель»
Теория. Знакомство с лексической темой «Армия».
Практика.
Учить детей образовывать сравнительные прилагательные по данной теме.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки [В - Ф] в слоговых рядах и
логопедических распевках.
Развивать речевое дыхание, эмоциональную выразительность речи,
движения, жестов, мимики и пантомимики.
Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою
Родину, родную Армию.
Тема 23. «Находчивый бобр»
Теория. Закрепление знаний об изменениях в природе весной.
Практика.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Т - Д] в слоговых рядах и
читоговорках.
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Тема 24. «Самая любимая мама»
Теория. Закрепление знаний детей правильно произносить глаголы настоящего
времени 3 лица.
Практика.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки [С - с'] в дыхательных
упражнениях.
Развивать слуховое внимание, общую и мелкую моторику, звуковысотный слух
и чувство ритма.
Воспитывать у детей уважение к маме, бабушке, сестре и другим
представительницам прекрасного пола.
Тема 25. «Петушок и его семья»
Теория. Закрепить знания детей о домашних птицах.

Практика.
Тренировать автоматизацию звуков [3 - С] в слоговых рядах и дыхательных
упражнениях.
Развивать темпо-ритмическое восприятие музыки.
Развивать ладовое чувство, чувство ритма в музицировании на детских
музыкальных инструментах.
Тема 26. «На лесном перекрестке»
Теория. Закрепить знания детей об основах безопасности жизни.
Практика.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки [С - 3] в слоговых рядах и
чистоговорках.
Развивать силу и модуляцию голоса, чистоту интонирования мелодии.
Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, выразительно
двигаться в соответствии с текстом, передавать движениями данный образ.
Тема 27. «Мы строители»
Теория. Закреплять знания детей по теме.
Практика.
Расширить словарный запас детей по теме (главным образом, глаголы).
Закреплять правильную артикуляцию звука [Ж] в чистоговорках и потешках.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Ш - Ж] в слоговых рядах
и логопедических распевках.
Развивать двигательное внимание детей.
Развивать коммуникативные навыки детей в совместной деятельности.
Тема 28. «Полетим на ракете» Теория.
Закреплять знания детей по теме.
Практика.
Закреплять правильную артикуляцию звука [Ш] в дыхательных играх.
Развивать умение детей образовывать существительные единственного
и множественного числа.
Развивать интонационную выразительность речи, четкую дикцию
Тема 29. «Поиграем в поезд»
Теория. Закрепить знания детей по теме «Транспорт». Практика.
Закрепить знания детей о различных видах транспорта.
Дать детям знания о правилах безопасности на дороге.
Закрепить умение дифференцировать [С - Ш] в слоговых рядах и дыхательных
упражнениях.
Формировать умение детей согласовывать движения со словами текста.
Развивать чувство ритма, метра, такта.
Тема 30. «В гости к радуге»
Теория. Закреплять представление детей о цветах, умение классифицировать по
месту произрастания.
Практика.
Закрепить умение дифференцировать [С - Ш] в слоговых рядах и дыхательных
упражнениях.
Формировать умение детей согласовывать движения со словами текста.
Развивать чувство ритма, метра, такта.

Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, цветам, умение
наслаждаться красотой родного края.
Тема 31. «День Победы»
Теория. Закрепить знания детей по теме.
Практика.
Уточнить правильную артикуляцию звука [Ч] в дыхательных играх.
Закреплять правильную артикуляцию звука [Ц], [Щ] в логопедических
распевках, скороговорках.
Развивать силу и
модуляцию
голоса,
мелодико-интонационные
и просодические компоненты речи.
Воспитывать у детей уважение к старшим, к истории своей страны.
Тема 32. «Муха- Цокотуха»
Теория. Закрепить знания детей о насекомых и способах их передвижения.
Практика.
Закрепить умение дифференцировать [3 - Ж] в слоговых рядах.
Учить детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни и между
фразами.
Развивать координацию движений под музыку.
Тема 33. «Посадим огород»
Теория. Закреплять знания детей по теме.
Практика.
Закрепить правильную артикуляцию звуков [Л - л'] в чистоговорках и потешках.
Научить детей правильно сажать семена огородных растений.
Совершенствовать умение детей образовывать сравнительные прилагательные
по теме.
Развивать речевое дыхание, долгий выдох, умение произносить фразу целиком
на одном дыхании.
Второй год обучения:
Тема 1. Путешествие в осенний лес
Теория. Закрепить знания детей по теме «Осень. Осенняя одежда».
Практика
Уточнить артикуляцию звука [А] в проговаривании чистоговорок.
Слухомоторные и
речедвигательные
координации
на
материале стихотворений, песен,
динамических упражнений.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать у детей чувство ритма, метра посредством речевых игр со звучащими
жестами. Тренировать детей двигаться, сохраняя правильную осанку.
Тема 2. «Наша страна»
Теория. Знакомство с правилами игрового самомассажа.
Практика.
Учить образовывать имена существительные в форме родит падежа
единственного числа.
Развивать память, умение размышлять, анализировать.
Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память.

Воспитывать нравственно-патриотические чувства. Тема
3. «У бабушки в деревне»
Теория. Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с
помощью просмотра презентации. Закрепить знания детей о сезонных работах
на огороде. Расширить знания детей о пользе витаминов, здорового питания.
Практика.
Уточнить артикуляцию звука [У] в проговаривании чистоговорок.
Учить детей правильно пропевать сочетания двух гласных звуков [АУ], [УА].
Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных [А - У].
Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание,
темпоритмическое восприятие.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения,
выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на
детских музыкальных инструментах.
Развивать
творческие
способности
детей
в
музицировании
на
музыкальных инструментах.
Воспитывать у детей любовь к природе.
Воспитывать
у
детей
привычку
к здоровому
образу
жизни,
положительное отношение к окружающему миру, самому себе.
Тема 4. «Хлеб всему голова»
Теория Закрепить знания по теме
Практика
Активизировать словарь
по теме: хлеб, хлебные продукты,
сельскохозяйственные профессии.
Развитие продолжительности речевого выдоха.
Развитие просодической стороны речи.
Развитие артикуляционной моторики.
Развитие координации движений, чувство ритма.
Развитие слухового и зрительного внимания.
Тема 5. «В магазине игрушек»
Теория. Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с
помощью просмотра презентации.
Практика.
Дать знания детям о многообразии материалов, из которых сделаны игрушки и
учебные принадлежности.
Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями.
Развивать слуховое внимание.
Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и
оздоровительных упражнений.
Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты речи.
Воспитывать мотивацию к учению.
Тема 6. «Прогулка в осенний лес»
Теория. Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.

Практика.
Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса;
умение допевать фразу до конца.
Уточнить артикуляцию звуков [М - М'] и закрепить их чистое произношение в
речевых играх.
Закреплять умение различать на слух согласные звуки [М], [М'], определять
первый и последний согласный звук в словах.
Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.
Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на
детских музыкальных инструментах.
Тема 7. «Поездка в Простоквашино»
Теория. Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах.
Практика.
Закреплять умение различать на слух согласные звуки [С], [С], определять
первый и последний согласный звук в словах.
Развивать зрительное внимание.
Тренировать детей согласовывать движения со словами, определять начало и
конец фразы, распределять движения на всю музыкальную фразу, умение детей
ходить «змейкой».
Тема 8. «А что у вас?»
Теория. Закрепить знания детей о различных профессиях.
Практика.
Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Д], [Д'], определять
первый и последний согласный звук в словах.
Развивать коммуникативные навыки детей в подвижной игре.
Активизировать глагольный словарь.
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений
на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и
оздоровительных упражнений.
Закреплять умение согласовывать движения со словами.
Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
Воспитывать у детей уважение к труду, представителям различных профессий.
Тема 9. «Наши пернатые друзья»
Теория. Закреплять знания детей о перелетных птицах. Расширить знания детей
по теме с помощью просмотра презентации.
Практика.
Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений.
Закрепить правильную артикуляцию звука [П], учить детей пропевать прямые
и обратные слоги.
Закреплять умение различать на слух согласные звуки [П], [1Г], определять
первый и последний согласный звук в словах.

Учить детей дифференцировать звуки [П - Б] в речевых играх, логопедических
распевках.
Развивать речевое и физиологическое дыхание детей в дыхательных
упражнениях.
Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и
оздоровительных упражнений.
Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
Тема 10. «Сказка о Маше - растеряше»
Теория. Систематизировать знания детей о различных видах одежды.
Практика.
Дать детям знания классификации одежды по сезону. «Сказка о
Машерастеряше»
Дать детям знания классификации одежды по сезону.
Разучить с детьми комплекс игрового массажа.
Формировать правильное речевое дыхание.
Развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру.
Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений
на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
Развивать
динамическую
координацию,
четкость
и
точность
выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
Закреплять умение согласовывать движения со словами.
Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
Воспитывать у детей привычку соблюдать чистоту, бережное отношение к
своим вещам.
Тема 11. «Дикие животные наших лесов»
Теория. Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах.
Практика.
Закрепить умение использовать в речи простые предлоги.
Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Н], [Н'], определять
первый и последний согласный звук в словах.
Учить детей правильно пропевать звук [Н] в логопедических распевках.
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную
музыку, желание музицировать на музыкальных инструментах.
Закреплять умение согласовывать движения со словами.
Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
Тема 12. «Встреча с Федорой»
Теория. Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с
помощью просмотра презентации.
Практика.
Закреплять умение различать на слух согласные звуки [В], [В'], определять
первый и последний согласный звук в словах.
Закрепить правильную артикуляцию звука [В] в пропевании слоговых рядов.
Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических
компонентов речи.

Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку
в соответствии с характером музыкального произведения.
Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.
Развивать силу и модуляцию
голоса,
слуховое
внимание,
темпоритмическое восприятие.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять
движения танцев в соответствии с характером музыки.
Тема 13. «Зоопарк»
Теория. Закрепить у детей представление о животных разных стран.
Практика.
Закрепить знания об антонимах.
Совершенствовать связную речь, умение отвечать полным предложением.
Развивать координацию слова и движения, чувство ритма.
Развивать умение точно выполнять движения по тексту.
Тренировать у детей силу выдоха, умение правильно выполнять самомассаж.
Тема 14. «В магазине мебели»
Теория. Закрепить знания детей по теме «Мебель». Расширить знания детей по
теме с помощью просмотра презентации.
Практика.
Закреплять умение различать на слух согласный звук [Ж], определять первый и
последний согласный звук в словах.
Разучить с детьми комплекс оздоровительных упражнений для горла,
для формирования правильной осанки.
Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку
в соответствии с характером музыкального произведения.
Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание. Развивать
мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных
упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять
движения танцев в соответствии с характером музыки.
Воспитывать трудолюбие.
Тема 15. «Птицы у кормушки»
Теория. Систематизировать знания детей о зимующих птицах.
Практика.
Закрепить правильную артикуляцию звука [Д] в логопедических распевках
и потешках.
Развивать чувство темпа и ритма, умение выделять сильную долю такта.
Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических
и оздоровительных упражнений.
Воспитывать доброжелательное отношение к природе, птицам, желание им
помочь в холодное время года.
Тема 16. «В зимнем лесу»
Теория. Закрепить знания детей по теме «Зима» Практика.
Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять
дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.

Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание,
темпоритмическое восприятие.
Формировать
умение
детей
ритмично
проговаривать
текст
и
одновременно выполнять соответствующие движения.
Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения,
выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
Тема 17. «Новогодний поезд»
Теория. Закрепить знания детей по теме.
Практика.
Закреплять умение различать на слух согласные звуки [3], [3'], определять
первый и последний согласный звук в словах.
Закрепить правильное произношение звука [3] в прямых и обратных слогах,
логопедических распевках.
Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять
дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание,
темпоритмическое восприятие.
Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и
кистей с помощью пальчиковых сказок.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения,
выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
Тема 18. «Зеленый уголок».
Теория. Расширить знания детей о комнатных растениях и о правилах ухода
за ними. Практика.
Уточнить артикуляцию звука [Б], учить детей находить позицию этого звука в
словах.
Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Б], [Б'], определять
первый и последний согласный звук в словах.
Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять
дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание,
темпоритмическое восприятие.
Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и
кистей с помощью пальчиковых сказок.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять
движения танцев в соответствии с характером музыки.
Воспитывать бережное отношение к природе, зеленым комнатным растениям.
Воспитывать у детей бережное отношение к комнатным растениям, чувство
ответственности за их состояние.
Тема 19. «Путешествие по сказкам»
Теория. Систематизировать знания по теме. Практика.

Формировать правильное использование в речи простых и сложных предлогов.
Закрепить правильную
артикуляцию
звука
[К] в
дыхательных
и оздоровительных упражнениях.
Развивать навыки правильного речевого дыхания.
Развивать творческую
активность детей,
эмоциональный отклик
на прослушанное музыкальное произведение.
Воспитывать в детях доброе отношение к книгам, умение заботиться о них.
Тема 20. «Мы пожарные»
Теория. Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, о данной
профессии.
Практика.
Уточнить артикуляцию звука [Г] в слоговых рядах и чистоговорках.
Формировать умение детей согласовывать движение со словами.
Развивать слухомоторные и речедвигательные координации на материале
песен, стихотворений, танцев.
Тема 21. «Край родной Бурятия» Теория.
Закрепить знания о родном крае.
Практика.
Дать детям знания по данной теме.
Закрепить артикуляцию звука [Э] в логопедических распевках.
Формировать умение образовывать существительные единственного и
множественного числа.
Развивать коммуникативные способности детей.
Воспитывать у детей любовь к своему краю, своим землякам,
традициям, творчеству.
Тема 22. «Витаминная семья»
Теория. Закрепить знания детей о фруктах и овощах и их пользе. Расширить
знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
Практика.
Расширить знания детей о пользе витаминов, здорового питания.
Закреплять умение различать на слух согласные звуки [X], [X'], определять
первый и последний согласный звук в словах.
Закрепить артикуляцию звука [X] с помощью дыхательных упражнений.
Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание,
темпоритмическое восприятие.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения,
выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и
оздоровительных упражнений.
Воспитывать
у
детей
привычку
к здоровому
образу
жизни,
положительное отношение к окружающему миру, самому себе.
Тема 23. «Аквариумные рыбки»
Теория. Закрепить знания детей по теме. Систематизировать знания детей об
аквариумных рыбках.

Практика.
Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Т], [Т'], определять
первый и последний согласный звук в словах.
Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпоритмическое
восприятие.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять
движения танцев в соответствии с характером музыки.
Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и
оздоровительных упражнений.
Закреплять умение согласовывать движения со словами.
Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
Тема 24. «Крокодил Гена идет в Армию»
Теория. Знакомство с сказочным героем крокодилом Геной.
Практика.
Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных.
Развивать звуковысотный, тембровый и ритмический слух.
Развивать
динамическую
координацию,
четкость
и
точность
выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений
на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою
Родину, родную Армию.
Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей. Воспитывать у детей
любовь к Родине, уважение к традициям народа. Воспитывать любовь к своей
малой родине, ее культуре.
Тема 25. «Прогулка по весеннему лесу»
Теория. Закрепление знаний об изменениях в природе весной.
Практика.
Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпоритмическое
восприятие.
Формировать
умение
детей
ритмично
проговаривать
текст
и
одновременно выполнять соответствующие движения.
Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
Развивать динамическую координацию, четкость и точность
выполнения
движений в
заданном темпе
и
ритме
музыкального сопровождения.
Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
Тема 26. «Мамины помощники»
Теория. Закрепление знаний детей правильно произносить глаголы настоящего
времени 3 лица.
Практика.

Тренировать умение детей дифференцировать звуки [С - с'] в дыхательных
упражнениях.
Развивать слуховое внимание, общую и мелкую моторику, звуковысотный слух
и чувство ритма.
Воспитывать у детей уважение к маме, бабушке, сестре и другим
представительницам прекрасного пола.
Тема 27. «Колечко»
Теория. Закрепить знания детей о домашних птицах.
Практика.
Тренировать автоматизацию звуков [3 - С] в слоговых рядах и дыхательных
упражнениях.
Развивать темпо-ритмическое восприятие музыки.
Развивать ладовое чувство, чувство ритма в музицировании на детских
музыкальных инструментах.
Тема 28. «Спортсмены»
Теория. Закрепить знания детей о различных видах спорта.
Практика.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки [С - 3] в слоговых рядах и
чистоговорках.
Развивать силу и модуляцию голоса, чистоту интонирования мелодии.
Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, выразительно
двигаться в соответствии с текстом, передавать движениями данный образ
(имитация действий спортсменов в различных видах спорта).
Тема 29. «Строим дом»
Теория. Закреплять знания детей по теме.
Практика.
Расширить словарный запас детей по теме (главным образом, глаголы).
Закреплять правильную артикуляцию звука [Ш] в дыхательных играх.
Развивать двигательное внимание детей.
Развивать коммуникативные навыки детей в совместной деятельности.
Тема 30. «Будем космонавтами» Теория. Закреплять знания детей по
теме.
Практика.
Закреплять правильную артикуляцию звука [Ж] в чистоговорках и потешках.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Ш - Ж] в слоговых рядах
и логопедических распевках.
Развивать умение детей образовывать существительные единственного
и множественного числа.
Развивать интонационную выразительность речи, четкую дикцию
Тема 31. «Экскурсия по городу»
Теория. Закрепить знания о городе Улан-Удэ.
Практика.
Дать детям знания по данной теме.

Развивать умение детей образовывать существительные
единственного и множественного числа. Развивать коммуникативные
способности детей.
Воспитывать у детей любовь к своему краю, своим землякам,
традициям, творчеству.
Тема 32. «День Победы»
Теория. Закрепить знания детей по теме.
Практика.
Уточнить правильную артикуляцию звука [Ч] в дыхательных играх.
Закреплять правильную артикуляцию звука [Ц], [Щ] в логопедических
распевках, скороговорках.
Развивать силу и
модуляцию
голоса,
мелодико-интонационные
и просодические компоненты речи.
Воспитывать у детей уважение к старшим, к истории своей страны.
Тема 33. «Волшебный мир цветов»
Теория. Закреплять представление детей о цветах, умение классифицировать по
месту произрастания.
Практика.
Закрепить умение дифференцировать [С - Ш] в слоговых рядах и дыхательных
упражнениях.
Формировать умение детей согласовывать движения со словами текста.
Развивать чувство ритма, метра, такта.
Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, цветам, умение
наслаждаться красотой родного края.
Тема 34. «Приключения муравьишки»
Теория. Закрепить знания детей о насекомых и способах их передвижения.
Практика.
Закрепить умение дифференцировать [3 - Ж] в слоговых рядах.
Учить детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни и между
фразами.
Развивать координацию движений под музыку.

Планируемые результаты
Предметные результаты освоения содержания коррекционного курса
«Логопедическая ритмика» определяются уровнем речевого развития,
степенью выраженности, механизмом речевой/языковой/коммуникативной
недостаточности, структурой речевого дефекта обучающегося:
1.
Способность координировать движения и речь, соотносить ритм
движений и речи, использовать движения в соответствии со смыслом
высказывания.
2.
Овладение умениями слушать музыку, определять ее характер,
соотносить темпо-ритмические и эмоционально-смысловые параметры
музыки, движений, речи.
3.
Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном
направлении, выполнять перестроения, выполнять различные виды движений,
ходьбы и бега.
4.
Готовность выполнять упражнения на укрепление осанки, способность
к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела.
5.
Способность координировать движения пальцев рук и кистей, менять
виды движений в различном темпе.
6.
Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
7. Сформированность умений голосоведения, модуляций голоса; способность
выполнять оздоровительные и тренировочные упражнения для укрепления
голосового аппарата.
8. Сформированность подвижности артикуляционного аппарата.
9. Способность правильно произносить и различать звуки на изученном
материале различной сложности (изолированно, в слогах, словах,
предложениях, текстах)
10.Сформированность плавности и интонационной выразительности речи. 11.
Сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного
запаса по лексическим темам; овладение предметной лексикой (доступной
терминологией).
12. Способность заучивать и воспроизводить тексты (стихи, песни,
чистоговорки, скороговорки и т. д.).
13. Сформированность основных параметров внимания и памяти.
Личностные результаты:
1. Целостное восприятие окружающего мира.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои
действия и управлять ими.
4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
5. Положительное отношение к школе и учебной деятельности.

6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться
к
мнению
одноклассников
Метапредметные
результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
результата.
3. Активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
4. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной
форме.
5. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
6. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою,
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки
событий.
7. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
8. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества.
9. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием
учебного предмета «Логортимика».
10. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
11. Умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием учебного предмета «Логоритмика».
12. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.
13. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по
просьбе учителя-логопеда),
14. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.

15. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения
пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами
самоконтроля).
16. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.
Раздел II. Комплекс организационно- педагогических условий,
включающий формы аттестации
Структурный
компонент
программы
Календарный
учебный
график
программы

Содержание структурного компонента

Учебный период длится с 1 сентября по 30 мая, 33
учебные недели в 1 классе, 34 во 2 классе. Каникулы: 1
четверть – с 01 ноября по 08 ноября, 2 четверть – с 30
декабря по 12 января, 3 четверть – с 23 марта по 31
марта, 4 четверть – с 26 мая по 31 августа (1 класс), с 31
мая по 31 августа (2 класс).
Диагностика проводится в начале учебного года
учителем-логопедом с целью исследования состояния
слухового внимания детей, восприятия и
воспроизведения ритма, умения ориентироваться в
пространстве, общей и ручной моторики, речевой
моторики. Результаты диагностики учитываются при
составлении планов логоритмических занятий,
индивидуальной работы с детьми. Повторное
исследование проходит в конце учебного года, чтобы
проследить динамику изменений состояния неречевых
психических функций детей в процессе логоритмических
занятий. (Приложение 1)

Условия
реализации
программы

Оценка
достижений
результатов

Оценочные
материалы

Технические средства для подготовки и проведения
занятий.
•
компьютерная техника (персональный компьютер
учителя, множительная техника),
•
интерактивная доска,
•
аудиторная доска с магнитной поверхностью и
набором приспособлений для крепления таблиц,
картинок и т. д.,
· погремушки и музыкальные инструменты(фортепиано,
бубен, деревянные ложки, треугольник, трещотки,
маракасы, металлофон);
· музыкальный центр и набор СD дисков с аудио материалом;
· телевизор и набор видеоматериалов,
· реквизит для танцев и двигательных упражнений
(флажки, мячи разных размеров, ленточки,
платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки),
· массажные и резиновые разноцветные мячики
· наборное полотно с тематическими комплектами
· мягкие, резиновые игрушки
В целях эффективной реализации Программы должны
быть созданы условия для:
1)
профессионального развития педагогических
работников, в том числе их дополнительного
профессионального образования;
2)
консультативной поддержки педагогических
работников и родителей (законных представителей) по
вопросам образования и охраны здоровья детей, в том
числе инклюзивного образования (в случае его
организации);
3)
организационно-методического сопровождения
процесса реализации Программы, в том числе во
взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Диагностика усвоения содержания программы
проводится педагогом в течение всего учебного года
(педагогическое наблюдение), и результаты ее заносятся
в журнал педагогических наблюдений. Результаты
диагностики доводятся до родителей.
Мониторинг проводится по Н.В. Серебряковой, Л.С.
Соломахе.
(Приложение 1)

Методические
материалы

В коррекционном процессе на логоритмических
занятиях используются наглядные, словесные и
практические методы.
Наглядные методы – обеспечивают яркость
чувственного восприятия и двигательных ощущений: 1)
наглядно-зрительные: показ педагогом образца
движения, подражание образцам окружающей жизни,
использование зрительных ориентиров при
преодолении пространства, использование наглядных
пособий – кинофильмов, картин и т.п.;
2) тактильно-мышечные: включение различных пособий
в двигательную деятельность. Например, воротца-дуги
для перешагивания при ходьбе, помощь педагога,
уточняющего положение отдельных частей тела; 3)
наглядно-слуховые: инструментальная музыка, песня,
стихотворения и т.п.
Словесные методы – помогают осмысливанию
поставленной задачи:
1)
краткое описание и объяснение новых
движений;
2)
пояснение, сопровождающее показ
движения; 3) указание, необходимое при
воспроизведении движения;
4) беседа, предваряющая введение новых упражнений,
подвижных игр;

5)
вопросы для проверки осознания действий;
6)
команды, распоряжения и сигналы (в качестве
команд можно использовать считалки, игровые зачины и
т.п.); 7) образный сюжетный рассказ в целях развития
выразительности движений и перевоплощения в игровой
образ;
8) словесная инструкция, с ее помощью происходит
оживление следов прежних впечатлений в новых
сочетаниях и комбинациях, возникает возможность
образовать новые временные связи, сформировать новые
знания и умения.
Практические методы – обеспечивают действенную
проверку правильности восприятия движения на
собственных мышечно-моторных ощущениях.
Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей,
наиболее эмоционально-эффективный
Использование технологий в процессе обучения на
занятиях «Логоритмика»:
•
Технология «Игровой массаж» Игровой массаж
служит для снятия излишнего мышечного тонуса,
утомления, умственного напряжения.
•
«Гимнастика мозга» представляет собой простые и
доставляющие удовольствие движения и упражнения,
они помогают обучающимся любого возраста раскрывать
те возможности, которые заложены в нашем теле.
Упражнения гимнастики мозга дают возможность
задействовать те участки мозга, которые раньше не
участвовали в учении, и решить проблему неуспешности
Технология речедвигательной ритмики и фонетической
ритмики (произношение гласных звуков)
Использование компьютерных презентаций,
видеофильмов, и др. технических средств,
•
Использование гимнастики для глаз (профилактика
утомляемости)
•
Моделирование для развития пространственного
праксиса и гнозиса (схемы построений, перестроений,
модели, планы)
Структура занятия состоит из нескольких этапов:
подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть длится 7 минут.
Используются вводные упражнения, которые дают
установку на разнообразный темп движения с помощью
музыки, упражнения, направленные на тренировку

внимания, памяти, координации движений, регулировку
мышечного тонуса.

Основная часть занимает 20 минут, включает в себя
слушание музыки для снятия эмоционального и
мышечного напряжения, пение, игру на детских
музыкальных инструментах, подвижные и
малоподвижные игры, а так же следующие виды
упражнений
– на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
– на развитие внимания;
– регулирующие мышечный тонус;
– формирующие чувство музыкального размера;
– на развитие чувства темпа и ритма;
– на развитие координации движения;
– на координацию речи с движением;
– на координацию пения с движением;
– на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 8 минут. В неё входят
упражнения на восстановление дыхания, снятие
мышечного и эмоционального напряжения,
релаксационные упражнения.

Список
литературы

Для логопеда:
1.
Е.А. Бабенова, Т.М. Параничева «Подвижные игры
на прогулке»., М.: ТЦ Сфера, 2015 г.
2.
А.Е. Воронова «Логоритмика для детей 5-7 лет».,
М.: ТЦ Сфера, 2018 г.
3.
О.А. Новиковская «Логоритмика для
дошкольников в играх и упражнениях»., СПб.:
Издательство «Корона. Век», 2018 г.
4.
О.А. Новиковская «Логопедическая грамматика
для детей 6-8 лет»., СПб.: Издательство «Корона. Век»,
2015 г.
5.
А.Е. Воронова «Логоритмика для детей 5-7 лет».,
ч. 1., М.: ТЦ Сфера, 2016 г.
6.
Галанов, А.С. Оздоровительные игры для
дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь,
2007.
Для родителей
7.
О.А. Новиковская «1001 логопедическое
упражнение для детей от 6 месяцев до 7 лет»., М.:
Издательство «Малыш», 2020 г.
8.
Куликовская, ТА. Артикуляционная гимнастика в
стихах
и
картинках. Пособие для
логопедов, воспитателей и родителей. - М.:
«Издательство Гном и Д», 2005.
9.
Узорова, О.В. Пальчиковая
гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: 2004.
Приложение 1

Диагностика неречевых психических функций
(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе) Критерии:
1.Слуховое внимание.
1.
Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала:
бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную
игрушку. (4 б.)
2.
Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) –
впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
(4 б.)
Максимальное количество - 8б.
2.Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент:
- - .. -

2-й элемент:
- .. - - 3-й
элемент: - - …
4-й элемент:
…-По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Максимальное количество - 4 б.
3.Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение. (2 б.)
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу,
впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление. (6 б.)
Максимальное количество – 8 б. 4.Состояние общей
моторики.
Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений
сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за
детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
•
силу движений,
•
точность движений,
•
темп движений,
•
координацию движений,
•
переключение с одного движения на другое.
Максимальное количество – 25 б.
5.Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза,
корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру. (3 б.)
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру
«Апельсин». Оценка от 1 до 3-х баллов. (3 б.)
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую
игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов. (3 б.) 4.
Переключение с одного движения на другое.
«Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 –
2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение. (6 б.)
Реципрокная проба «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой).
По 1 баллу. (2 б.)
Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее –
наоборот. По 1 баллу. (4 б.)
Максимальное количество за четыре задания – 21 балл. Общее
максимальное количество – 66 б.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-14-77, +7(3012) 37-80-45, +7(3012) 37-80-35, +7(3012) 55-05-85

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».