Рабочая программа Умелые руки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности
развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности
характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой,
становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не
только практическим, но и духовным. Занятия в кружке позволяют существенно влиять на
трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.
Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью – это самые
распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность
оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы
позволяют заниматься декоративно- прикладным творчеством учащимся начальной школы.
Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а
практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы
обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до
конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и
аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое
внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены. Курс
кружка “Умелые руки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве
с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями,
которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях
преобразования сырья, энергии, информации. Деятельность учащихся начальных классов на
кружке «Умелые руки» в нашей школе выполняет особую роль, т.к. обладает мощным
развивающим потенциалом. Дети с ограниченными возможностями, не имеющие до школы
возможности посещения детских садов, не получив первоначальных умений и навыков ручного
труда, как никто другой нуждается в развитии своих творческих способностей.
Цели: всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие; создание условий для
самореализации ученика в творчестве; формирование практических трудовых навыков;
развитие индивидуальных творческих способностей.
Задачи: развитие творчества; сенсорики, мелкой моторики рук; пространственного
воображения;
технического
и
логического
мышления,
глазомера;
способности
самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
Место и роль: программа рассчитана 68 часов, для обучающихся начальной школы (1-4
класс).
Планируемые результаты:
Иметь представление: о проектной деятельности в целом и её основных этапах; о понятиях
конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз,
технология, экология, дизайн;
Знать: правила ТБ; название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольноизмерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки)
и правила безопасной работы с ними; правила личной гигиены при работе с колющими и
режущими инструментами; правила общения; названия и свойства материалов, которые
учащиеся используют в своей работе;что такое деталь (составная часть изделия); что такое
конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);виды
материалов;последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка,
отделка;способы разметки: сгибание и по шаблону;- способы соединения с помощью клея ПВА,
проволоки, ниток ; виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Уметь: находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в
том числе из Интернета); наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;различать
материалы по их назначению;различать однодетальные и многодетальные конструкции
несложных изделий; читать простейший чертёж (эскиз); качественно выполнять изученные
операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по

шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно
отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;безопасно
использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы); выполнять
правила культурного поведения в общественных местах; выполнять посильные действия при
решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в
природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения
– речь, этикет и т.д.).
Общетрудовые
умения:
самостоятельно
анализировать
предложенное
учебное
задание;организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать
необходимые материалы, инструменты и приспособления; экономно, рационально и творчески
строить свою практическую работу на всех её этапах; обосновывать выбор конструкции и
технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности,
эстетичности;выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью учителя: выбирать темы для практических работ; формулировать проблему,
проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы
учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения; доказывать своё мнение.
Методы и формы организации работы кружка: занятие кружка проходят в 2 группах. В каждой
группе по 5 учащихся. Основной акцент в ходе работы кружка педагог делает на практическую
часть.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
1
2
3

Содержание
Работа с бумагой и картоном
Работа с пластилином
Работа с тканью
Всего часов
Форма контроля

28
22
18
68
Педагогическое
наблюдение, опрос. зачет

2.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема занятий
Кол-во
занятия
часов
Раздел 1: Работа с бумагой и картоном
1
Вводное занятие.
2
2
Диагностика

3
4
5
6

Организация
рабочего 4
места.
ПТБ при работе с клеем.
Виды аппликации.
Способы выполнения.

Описание примерного содержания занятий
Ознакомление детей с особенностями кружка.
Требования к поведению учащихся во время
занятия. Соблюдение порядка на рабочем
месте. Соблюдение правил по технике
безопасности.
Виды аппликации и способы выполнения.
Правила работы с клеем. ПТБ при работе с
ножницами. Разметка при помощи сгибания.

7
8
9
10

Работа с бумагой и клеем. 4
Обрывная аппликация.
Подготовка деталей.
Выполнение аппликации.
Практическая работа.

Организация
рабочего
места.
ПТБ
при
работе
с
ножницами.
Правила
работы
с
ножницами.
Подготовка деталей.
15
Работа с бумагой и
16
картоном.
17
Аппликация из резаных
18
кусочков цветной бумаги.
Практическая работа.
Продолжение работы.
19
Вырезание
20
геометрических
фигур.
21
Квадрат и треугольник.
Вырезание по шаблону.
22
Аппликация
из
геометрических фигур.
Практическая работа.
23
Аппликация из кругов.
24
Правила работы с клеем
и кисточкой.
25
Круги разного размера.
26
Практическая работа.
27
Аппликация из кругов.
28
Презентация
работ.
Выставка.
Раздел 2: Работа с пластилином
29
Работа с пластилином.
30
Правила личной гигиены.
Приемы
работы
с
пластилином.
11
12
13
14

31
32
33
34

35
36
37
38

Правильная организация рабочего места.
Разметка по шаблону. Соединение деталей с
основой при помощи клея.

4

Нанесение вспомогательных линий при
помощи линейки. Виды инструментов и
приспособлений при работе с бумагой и
картоном.

4

Выполнение работы по заданому образцу.

4

Экономная разметка бумаги при помощи
шаблонов, сгибание листов бумаги вдвое,
вчетверо, резание бумаги
ножницами по
линиям разметки, соединение деталей из
бумаги с помощью клея.

2

Организация рабочего места при выполнении
аппликационных работ.

2

Приемы вырезания кругов. Выполнение
аппликации по образцу
Отработка
приемов
вырезания
кругов.
Выполнение аппликации по собственному
замыслу

2

2

Работа с пластилином. 4
Объемные фигурки.
Приемы лепки отдельных
деталей.
Лепка фигурки.
Продолжение
работы.
Соединение деталей.
Работа с пластилином 2
«Чайный
сервиз».
Приемы лепки.
Работа с пластилином. 2
Праздничный стол.
Практическая работа.

Организация рабочего места при работе с
пластилином. Соблюдение правил при работе с
пластилином. Выполнение простых форм:
шар,куб,конус,пирамида,цилиндр.Работа
по
образцу.
Приемы лепки объемных фигурок.

Способы и приемы лепки посуды. Нанесение
рисунка. Правила личной гигиены.
Сервировка стола. Виды сервировки.

Приемы
рисования
разными способами.
Практическая работа.
41
Пластилиновая живопись.
42
Рисуем
шариками
43
«Бабочки».
44
Подготовка деталей.
Практическая работа.
Продолжение работы.
45
Пластилиновая живопись.
Рисуем шариками «Рыбки
46
в пруду».
47
Подготовка деталей.
48
Практическая работа.
Продолжение работы.
49
Пластилиновая живопись.
50
Рисуем
шариками
и
жгутиками
Практическая работа.
Раздел 1: Работа с тканью
51
Работа с тканью. Прямая
52
строчка.
Приемы
выполнения
прямой строчки.
53
Прямая строчка и ее
54
дочки.
Практическая работа.
55
Перевивы:
цепочка,
56
змейка.
Практическая работа.
57
Вышивание салфетки.
58
Виды салфеток.
59
Практическая работа.
60
Продолжение работы.
61
Работа с тканью. Закладка
62
для книг.
Практическая работа.
39
40

63
64
65
66
67
68
Итого:

2

Виды
гирлянд.
Последовательность
выполнения работы по плану

4

Виды пластилиновой живописи.
Приемы
рисования пластилиновыми шариками.

4

Отработка
навыков
пластилиновыми шариками.

2

Выполнение работы по собственному замыслу.

2

Приемы работы с иглой. Заправка нити.

2

Организация рабочего места при данной
работе. Разметка линий при помощи мела.
Прямые стежки разного размера.
Приемы
выполнения
различных
видов
цепочек. Соблюдение порядка на рабочем
месте.
Подготовка ткани к работе. Подбор ниток по
цвету.
Нанесение
рисунка.
Выбор
необходимых стежков для выполнения работы.
Окончательное оформленние работы
Раскрой закладки из ткани по шаблону.
Обработка края закладки. Наложение вышивки
на закладку, используя прямую строчку и ее
виды.
Раскрой деталей игольницы при помощи
шаблона, соединение подушечки с картонной
основой.

2

4

2

Изготовление игольницы. 4
Практическая работа.
Практическая работа.
Оформление игольницы.
Итоговое занятие.
2
Выставка и презентация
работ учащихся.
68 ч.

рисования

Подведение итогов учебного года. Успехи и
достижения. Выставка лучших работ.

3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
N

Месяц

Чи Форма занятия
сло

Тема занятия

Место
проведе
нния

Практич.

Колво
часо
в
2

1.

Март

17

Лепка фигурки.

20

Комбин.

2

Март

24

Комбин.

2

4.

Март

27

Комбин.

2

5.

Март

31

Практич.

2

Работа с пластилином.
«Чайный сервиз».
Работа с пластилином.
Праздничный стол.
Приемы
рисования
разными способами.
Пластилиновая
живопись.
Рисуем
шариками «Бабочки»

Каб.
15а
Каб.
15а
Каб.
15а
Каб.
15а
Каб.
15а

2.

Март

3.

6.

Апрель

03

Практич.

2

7.

Апрель

07

Комбин.

2

8.

Апрель

10

Практич.

2

9.

Апрель

14

Комбин.

2

10.

Апрель

17

Комбин.

2

11.

Апрель

21

Комбин.

2

12.

Апрель

24

Комбин.

2

13

Апрель

28

Комбин.

2

14

Май

12

Практич.

2

15

Май

15

Практич.

2

16

Май

19

Комбин.

2

17

Май

22

Комбин.

2

18

Май

26

Комбин.

2

Каб.
15а
Пластилиновая
Каб.
живопись.
Рисуем 15а
шариками «Рыбки в
пруду»
Практическая работа
Каб.
15а
Пластилиновая
Каб.
живопись.
Рисуем 15а
шариками
и
жгутиками.
Работа
с
тканью. Каб.
Прямая
строчка. 15а
Приемы выполнения
прямой строчка.
Прямая строчка и ее Каб.
дочки. Практическая 15а
работа.
Перевивы:
цепочка, Каб.
змейка. Практическая 15а
работа.
Вышивание салфетки. Каб.
Виды салфеток.
15а
Практическая работа
Каб.
15а
Работа с тканью
Каб.
15а
Изготовление
Каб.
игольницы.
15а
Практическая работа. Каб.
Оформление
15а
игольницы.
Итоговое
занятие. Каб.

Форма
контроля

Практическая работа

Наблюдени

Выставка
презентация
учащихся.

и 15а
работ

е. Текущий
контроль.

Примечание:
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
-название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
-название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея,
игла, наперсток;
-правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
-анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из
которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
-правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
-экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо,
резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью
клея, вышивать стежками “вперед иголка”.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-14-77, +7(3012) 37-80-45, +7(3012) 37-80-35, +7(3012) 55-05-85

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».