Рабочая программа Логоритмика (внеурочная деятельность)
Направленность дополнительной общеразвивающей программы – социально-педагогическая. Данная программа разработана для учащихся имеющих речевые нарушения. Логоритмичекие занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной.
Актуальность. Самой многочисленной категорией среди школьников младших классов с ограниченными возможностями здоровья, являются учащиеся с речевыми нарушениями. Если к 5 годам дети должны овладеть четким произношением всех звуков, то у многих детей этот процесс задерживается в силу определенных причин: задержка психического развития, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. И таких детей становится с каждым годом все больше.
Педагогическая целесообразность. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Отличительные особенности данной дополнительной программы: программу отличает от уже существующих программ то, что она направлена не только на развитие и формирование речи, музыкальных, артистических способностей, развитию пластичности, но и на снятие психо-эмоционального напряжения у детей. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями
Адресат программы:
Учащиеся с общим недоразвитием речи I, II, III уровней.
I уровень: у детей либо полностью отсутствует речь, либо имеются лишь элементы речи. Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазанно, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои "высказывания" ребенок подкрепляет мимикой и жестами.
II уровень: дети используют более развёрнутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено ещё очень резко. Высказывания детей обычно
бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно. Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. При воспроизведении слов грубо нарушается звуконаполняемость: отмечаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобления слогов, сокращения звуков при стечении согласных.
III уровень: характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов.
Дети с общим недоразвитием речи отстают от сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи, в развитии мелкой моторики общей координации движений ребенка служит серьезным препятствием для овладения ими программой общеобразовательной школы.
Сроки реализации программы - 2 года.
Формы обучения - Очная форма занятий
Режим занятий - 1- й год обучения– 33 часа в год, 2- й год обучения 34 часа в год. Периодичность - 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут.
Особенности организации образовательного процесса: Занятия проводятся в групповой форме, состав группы постоянный, в количестве 15 -20 человек. Занятия включают в себя следующие элементы: – артикуляционную (логопедическую) гимнастику; – чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков; – пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики; – упражнения под музыку на развитие общей моторики, для мышечно-двигательного и координационного тренинга; – вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него; –привития навыков речевого дыхания; – песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти; – музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма; – музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
– коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
– упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Цель программы - Профилактика и коррекция имеющихся отклонений в речевом развитии учащегося посредством сочетания музыки, слова и движений.
Задачи программы:
Развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи, совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова, развитие связной речи и речевого общения, развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи.